Театромания. Первый опыт

Театромания

Со 2 по 4 октября в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой проходила первая Международная молодёжная научно-практическая конференция «ТЕАТРОМАНИЯ: актуальные вопросы истории, теории, практики театра».

ШабалинаОрганизатором конференции выступила кафедра философии, истории и теории искусства Академии, координатором и ведущей — кандидат искусствоведения, преподаватель Академии Наталия Сергеевна Шабалина.

Конференция состояла из научной, творческой и культурной программ. Главное место занимала научная часть, в ходе которой прозвучало 74 доклада молодых учёных. На мероприятие приехали студенты и аспиранты из Москвы, Ярославля, Екатеринбурга, Владимира, Луганска. Присутствовали и докладчики из Санкт-Петербурга, представлявшие Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой, Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургскую Академию Художеств имени И. Репина, Санкт-Петербургский государственный университет культуры, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Выступал на конференции дистанционно и магистрант из университета Страсбурга (Франция). Научные секции возглавили ведущие российские искусствоведы, шестеро из них выступили с докладами.

ЛавроваКонференцию открыли приветственными словами и.о. ректора Академии Николай Максимович Цискаридзе и проректор по научной работе и развитию Светлана Витальевна Лаврова. Они горячо поддержали начинание и пожелали конференции научных успехов. На открытии также выступил музыкальный квинтет Академического Симфонического оркестра Санкт-Петербургской Филармонии. Прозвучали «Libertango» Астора Пьяццоллы в аранжировке Джеффа Скотта и «Три матросские песни» Малькольма Арнольда. Это выступление, прошедшее с огромным успехом, задало настрой конференции и вдохновило её участников.

ТеатроманияПервый и третий дни мероприятия проходили на трёх площадках одновременно, тематические секции работали в Конференц-зале, Читальном зале библиотеки, Кабинете истории русского балета имени М.Х. Франгопуло (Музее) и Учебном театре имени А.В. Ширяева Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Второй день проводился на сцене Учебного театра. Выбор площадки неслучаен, поскольку основной принцип мероприятия — чередование теории и практики. Со сцены звучали доклады, научные секции перемежались с хореографическими номерами. А в конце дня был показан AR-спектакль «Матильда Кшесинская — блистательная реальность русского балета».

В основу постановки по мотивам пьесы Ю. Бутунина «Быть первой!» легли исторические документы и свидетельства, дневники и мемуары Матильды Кшесинской. Материалы были любезно предоставлены архивами Мариинского театра, Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея политической истории России, Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина, Российским государственным историческим архивом.

AR-спектакльОсобенностью AR-спектакля (AR — augmented reality — окружающая реальность, дополненная цифровыми, компьютерными объектами) является способ взаимодействия со зрителем посредством экрана мобильного устройства, где действующие лица — семья Кшесинских, император Александр III, барон Фредерикс, цесаревич Николай Александрович, Дягилев и другие — «оживают» на экране планшета виртуальными (компьютерными) образами, как бы помещёнными в реальную обстановку. В то же время зрители увидели и «живую» игру актёров драматического и музыкального театров. В том числе и «Русский танец» из репертуара Матильды Кшесинской. Таким образом, «сценой» для зрителя AR-спектакля являлись одновременно и театральная площадка, и экран планшета, полученного при входе в Учебный театр.

ЧеркасскийВ творческую программу вошли три мастер-класса, два концерта, спектакль и выставка. Культурную программу составили три лекции, две экскурсии и презентация книги. Эти мероприятия проводили крупнейшие учёные и практики театра. Лекцию на тему «Система Станиславского, йога, современный театр и немного про воспитание актёра» блестяще и артистически заразительно провёл Сергей Дмитриевич Черкасский, доктор искусствоведения, профессор, руководитель актёрской мастерской Российского государственного института сценических искусств. Сергей Дмитриевич коснулся не только вопросов театральной педагогики и драматического театра, но также затронул связь системы Станиславского и балета, что так важно было услышать в стенах Академии им. А.Я. Вагановой.

Мастер-классМастер-класс «Сценическое движение в рамках воспитания пластической выразительности актёра» со студентами-актёрами 1-3 курсов РГИСИ провёл Игорь Сергеевич Качаев, и. о. декана факультета актёрского искусства и режиссуры, профессор кафедры пластического воспитания РГИСИ, режиссёр по пластике Александринского театра. На практическом мастер-классе была показана работа со студентами-актёрами в процессе обучения предмету «Сценическое движение», как она проходит в театральном вузе. Это тренинг по различным разделам: биомеханические модели животных, жонгляж — упражнения с мячом (один, два, три…), акробатика, работа с предметом, падения, мордобой, прыжки и поддержки, упражнения на импровизационное самочувствие и прочее. Была объяснена и показана техника безопасного исполнения элементов, рассказано об их применении в театральной и кино-практике. Это вызвало большой интерес не только у присутствовавших театральных деятелей, но и у балетных педагогов, а также слушателей конференции.

Помимо посещения мероприятий, проходивших в стенах Академии, участники иногда выходили и за её пределы. Например, в завершении первого дня увлекательную экскурсию «Балетный Петербург» провела Ольга Анатольевна Федорченко, балетовед, балетный критик, старший научный сотрудник Российского института истории искусств. Участники экскурсии познакомились с историей императорского и советского балета, узнали о судьбах известных хореографов и артистов. Экскурсия началась на площади Ломоносова и проходила по центральной части Санкт-Петербурга.

ВыставкаВсе три дня проводилась выставка графических и фоторабот Алисы Феоктистовой, художницы, студентки 4 курса бакалавриата АРБ, посвящённая драматическому театру и балету. Она открылась в первый день конференции. Автор рассказала о концепции выставки и об отдельных работах. Участники и гости конференции могли совершать променад по ней во время кофе-брейков.

В культурных мероприятиях участвовали также иностранные коллеги. Во второй день конференции состоялась презентация нового издания — Шекспир У. Король Ричард III / Изд. подгот. Н.Э. Микеладзе, Е.А. Первушина, М.М. Савченко; отв. ред. А.Н. Горбунов. СПб.: Наука, 2023. 527 с. В презентации участвовали Михаил Михайлович Савченко, PhD, актёр, филолог, поэт-переводчик (Париж) и Елена Александровна Первушина, доктор филологических наук, профессор Дальневосточного федерального университета, литературовед (Владивосток). Презентация проходила в онлайн-формате. Авторы издания рассказали о процессе его подготовки, сложностях перевода, важности нового современного перевода одной из самых известных шекспировских хроник и необходимости публикации переводов первоисточников пьесы, которые впервые осуществлены в этой книге.

В третий день мероприятия с лекцией «Драматург в театре: в прошлом и теперь» из Германии подключилась Наталья Степановна Скороход, доктор искусствоведения, профессор, драматург. Она поделилась со слушателями мыслями о современном состоянии драматургии, а также провела исторический экскурс вглубь времен, начиная с представлений о драматургии у Аристотеля.

спектакльНа всех лекциях, мастер-классах, презентации книги у слушателей была возможность задать вопросы мастерам. Вопросы могли задать также подключившиеся в дистанционном формате — все три дня велась онлайн-трансляция.

В заключительный вечер на сцене Учебного театра имени А.В. Ширяева был показан концерт из трёх одноактных спектаклей студентов-хореографов, выпускников Академии и приглашённых балетмейстеров. Это были «Отелло. Пассакалья» Анны Лавриненко, «Последний бал Королевы» Алексея Савунова и «Болеро» Владимира Зверева. Участвовали в этих спектаклях 34 артиста из АРБ им. Вагановой, Санкт-Петербургской Консерватории и РГИСИ. Концерт стал ярким заключительным аккордом трёхдневной симфонии.

ТеатроманияЗадачи по объединению усилий молодых учёных (театроведов, балетоведов, музыковедов, искусствоведов), созданию междисциплинарной площадки для более углублённого изучения театра, соединения различных методологических стратегий исследования сценического искусства были выполнены. Организаторы конференции надеются на продолжение и новую встречу в следующем году.

Фотографии предоставлены организаторами конференции

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Театромания. Первый опыт"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.