Металл как новая форма жизни

Дмитрия Жукова

В четверг, 22 июня, в большом выставочном зале музея «Эрарта» открылась выставка Дмитрия Жукова «Корневая папка».

Название выставки несёт в себе невообразимый спектр смыслов, метафорично раскрывает этапы создания скульптур: скрытое здесь предшествует проявленному, система мировоззрения стоит за будущим воплощением в форме, идея предшествуют реализации. Корневая папка — главная папка на любом цифровом устройстве. Это место хранения личных архивов, скрытое от посторонних глаз. В своих работах Дмитрий Жуков распахивает двери во вселенную, где цифровое и материальное сливаются в единое целое.

Дмитрия ЖуковаВыставка существует вне времени и пространства. Представленные скульптуры относятся к разным эпохам творчества художника, отражают идеи автора в разные жизненные периоды. Большинство экспонатов создано из металла, но художник всегда открыт к экспериментам с фактурой, поэтому среди представленных работ можно встретить кружева, глину, проволоку.

Это не первый совместный проект художника с музеем. Вот уже более 10 лет вход в здание украшают статуи «Эра» и «Арта». Аллегорические фигуры в современном прочтении свидетельствуют о наступлении эпохи искусств. Дмитрий Жуков выполнил фигуры в фирменном стиле, переплетая плавность античных скульптур с грубостью закалённого металла. К Нике Самофракийской отсылает не только идеологическая составляющая, но и визуальная. У статуй отсутствуют головы и руки.

Экспозиция заняла сразу два этажа. Первый экспонат, который видят посетители, — «Эскиз». Это огромное полотно, на котором Дмитрий собрал все наброски за время, что работал над созданием скульптур. Здесь можно увидеть скетчи этапов создания экспонатов, а также нереализованные проекты. Между собой эскизы соединены красными нитями. Так художник хотел отразить ход мыслей, взаимосвязь этапов разработки творческих проектов. Эта работа лучше всего раскрывает название выставки. Пространство цифровой сети организовано по принципу живого дерева: корень, скрытый под землей, порождает мощный ствол, от которого, в свою очередь, расходится множество ветвей — вариантов. Природное здесь сосуществует с машинным.

Скульптуры Дмитрия Жукова всегда находятся на стыке между рождением и распадом, между намерением и давно совершённым действием. Прорехи и пустоты в скульптурных объёмах сообщают о парадоксальной эфемерности скульптур, как если бы они были цифровыми файлами. Это тёмный металл в цифровом безвременье, хранящий следы рук скульптора и огня.

Дмитрий Жуков часто называет место рождения своих скульптур «плотопрядильными мастерскими». Скульптуры-близнецы «Телец» и «Тотем» — это два экспоната, вдохновленные природой и реализованные в металле. Это новое обращение к мотиву ткачества. Как отмечает сам автор, концепция этих экспонатов менялась с течением времени. Спустя пять лет Жуков переосмыслил «Тельца» и создал «Тотема». В обеих работах разъятые туши животных-гибридов заключены в металлические навои, расположенные по всему периметру ткацкого станка. Образ туши прочно закрепился в истории искусства как атрибут религиозных обрядов. Экспонат являет триумф духа над физической оболочкой, божественного — над земным.

КрыльяВ центре выставки расположилась самая главная и объёмная работа Дмитрия. «Крылья» заслуживают особенного внимания посетителей. Именно с этого экспоната художник начал работать со светом и тенями, как дополнительными фактурами. Тени, отбрасываемые на стены музея, несут в себе тайный смысл. И только самому внимательному и искушённому зрителю под силу разгадать секрет «крыльев». В монументальном металлическом полотне особенно ярко раскрывается мотив прядения и ткачества, общий для многих работ Дмитрия Жукова. Вместо использования челнока скульптор-ткач прибегает к кузнечным и сварочным инструментам — и здесь, среди рядов металлической нити, угадываются очертания мощных крыльев. В мировой культуре крылья — это, прежде всего, атрибут божественного, стремление на грани утопии. Металлические стержни можно воспринимать не только как нити ткацкого станка, но и как визуализацию цифровой сети, где эфемерные крылья из двоичного кода расходятся в пиксели.

Дмитрий Жуков, скульптор:

«Я живу в Карельском лесу. Творю там же. Вокруг меня множество источников вдохновения. Много читаю фантастику. В лесу я чувствую свободу для творчества. Буквально могу выйти из дома и увидеть тысячи образов, фактур и форм, созданных природой».

Текст и фото: Елизавета Инчина

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Металл как новая форма жизни"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.