Светлана Пшеничная: «Серебряный Век — не просто литературный стиль»

серебряный

Расположенный на Автовской улице музей «Анна Ахматова. Серебряный Век» впервые участвовал в акции «Ночь музеев», прошедшей 20 мая. О новых проектах, о работе с подростками и о значении эпохи Серебряного Века корреспонденту Охтинского пресс-центра рассказала директор музея Светлана Викторовна Пшеничная.

— В который раз вы участвуете в «Ночи музеев»?

— Музей в этом году дебютирует как участник акции, ранее у нас не было такого опыта. Мы готовили программу Ночи как презентационную, учитывая, что, возможно, многие люди посетят музей впервые.

Безусловно, у музея есть целевая группа и постоянная аудитория, которая хорошо знает нашу базовую экспозицию и основные экскурсии. А для Ночи был подготовлен краткий «микс»: обзор экскурсий, тематических акцентов, которые мы развёрнуто даём в других повседневных интерактивных программах, и небольшие музыкально-концертные акценты, которые представлены в нашей обычной, не «ночной» жизни. Всё это мы попытались совместить в небольшой программе под названием «Один вечер в Серебряном Веке».

— Вы специально придумывали что-то новое или только комбинировали уже имеющиеся «старые» экскурсии?

Пшеничная— Трудно сказать, что у нас есть что-либо в прямом смысле «старое». Я возглавляю музей около года — за это время мы существенно обновили тематический диапазон и варианты форм работы с посетителями: от квестов и интерактивных программ до постоянно работающих проектов, например, музыкальных. Некоторые программы и тематические экскурсии премьерные — они впервые прошли на прошлой или позапрошлой неделе. Поэтому весь материал абсолютно новый.

Но даже из этого нового, «по определению», материала к «Ночи музеев» взято не всё, а только самое интересное. Были продуманы особые моменты специально для этой акции. Подробно разрабатывается тема усадебной литературной культуры, усадебного творчества, в нашем случае — на примере усадьбы Слепнёво.

— Вы сказали, что происходит постоянная модернизация музея. Был ли материал специально «переработан» для того, чтобы преподнести его в более понятной форме и для детей и подростков?

— Да, конечно, для подрастающего поколения — в первую очередь. Круг «друзей музея» и постоянных посетителей — это, в основном, люди в возрасте. Наша задача сейчас — привлечь детскую, юношескую и семейную аудиторию. Мы активно этим занимаемся около года. Большинство наших интерактивных программ и тематических экскурсий адресованы молодой аудитории и детям. Немало детских программ, связанных с Серебряным веком, с творчеством литераторов этого периода, с историей России этого времени.

Серебряный Век — это не просто литературный стиль. Это сложная, объёмная эпоха, в которую вошли Первая Мировая война, Русско-японская война 1905–1907 годов, переломные революционные события. На фоне этих событий развивалось творчество многих выдающихся личностей того периода — тех, кто составил культурное наследие страны. Всему этому посвящён наш музей.

Даже лекторий, работающий на базе музея, ни одну лекцию не «крутит» более двух месяцев. Лекции постоянно сменяются, добавляются новые. Часть лекционного материала интересными короткими вкраплениями мы вставили в наши экскурсии.

— Интересна ли литература Серебряного Века и сам этот период молодёжи? Нужно ли «наращивать» его популярность?

— Ни в коем случае не претендую на анализ образовательной программы средних образовательных учреждений, но, на взгляд музейщика, «изнутри», не могу не отметить, что этот период очень мало известен и непонятен юному поколению. Когда начинаешь о нём говорить, рассказывать об исторических событиях того времени, то видишь, что дети и подростки складывают для себя какие-то пазлы в голове. Они понимают, что это происходило в Серебряном Веке, — например, Первая мировая война. И Гумилёв, что для них становится абсолютным откровением, это не просто какой-то там поэт, что-то там про бродячую собаку. Это герой Первой мировой войны, это человек, который героически воевал, который пошёл на фронт, имея белый билет, то есть, добровольцем. Он прошёл весь путь Первой мировой войны с наградами: орденом Станислава и двумя «Георгиями». Творчество, появившееся вслед за этим, открывает глаза молодёжи. Мне кажется, что Серебряный Век представлен однобоко. Творчество этого времени многогранно и сложно, его надо представлять комплексно. Необходим системный мировоззренческий подход, — мне кажется, его как раз и нет.

Серебряный Век нужно знать. В Серебряном Веке зародилась масса импульсов, которые потом дали развитие и литературе, и изобразительному искусству — всем видам проявления творчества. Этот период во многом повлиял на дальнейшую историю нашей страны. Донести это — наша миссия.

Рисуя эту картину перед подростками, ты видишь, как у них в голове всё складывается в единое целое. Считаю это нашим большим достижением.

— Отразились ли исторические события на творчестве литераторов Серебряного Века?

— Они не могли не сказаться на творчестве людей, живших в то время. На то они и творческие люди, таланты и гении, чтобы переживать в своём сердце переломы, которые проходила в это время наша страна.

— Темы стихотворений Гумилёва и Ахматовой актуальны в наше время?

— Да, безусловно. Согласитесь, что стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» актуально сейчас как никогда. «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово», — эти строчки написаны перед входом в наш музей. Они являются нашей концептуальной миссионерской парадигмой.

Одна из тем лекций в нашем лектории, адресованных юношеству, — «Англицизмы. Зачем нам этот хайп?». Она построена на примерах классической русской литературы, прозы не только Серебряного Века, но и написанной задолго до него. Научные сотрудники поменяли часть диалогов или описаний на выражения в стиле «хайп». Школьникам было предложено перевести на «нормальный» русский. Когда ребята в конце схватились за голову, я поздравила научных сотрудников с большим успехом.

Считаю, что стихи Николая Гумилёва чрезвычайно актуальны — особенно периода Первой мировой и после. Вся его гражданская поэзия не может не быть близкой современным подросткам.

Интервью: Александра Евтифьева
Фото из личного архива Светланы Пшеничной

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Светлана Пшеничная: «Серебряный Век — не просто литературный стиль»"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.