Хожу и гажу

Премьерные показы моноспектакля Аси Ширшиной в постановке Алексея Янковского «Концерт по заявкам» по одноимённой пьесе Франца Крётца прошли в театре «Особняк» в конце 2020 года.

ЯнковскогоКак говорится во многих театроведческих источниках, пьеса уникальна, поскольку не содержит ни единой реплики, а вся состоит только из ремарок и описания действий единственной героини. Ещё отмечается, что зрелище построено по принципу вуайеризма — зрители как бы подглядывают за событиями типичного вечера одинокой сорокалетней немецкой женщины. Её последнего вечера.

Если вы знакомы с другими моноспектаклями в постановке Янковского, содержащими текст, то представляете себе его излюбленную манеру: никаких декораций и — очень желательно — никакого света на сцене. Поскольку на этот раз героиня безмолвна, Алексей Витальевич решился на неслыханную щедрость: мы видим полноценно обставленную и даже слегка освещённую комнату.

Рассказывают, что Вячеслав Невинный, приехав на съёмки фильма Леонида Нечаева «Не покидай», сказал: «Играть буду гениально, но не более!» Божественная Ася Ширшина играет как раз так, поэтому её фройлян Раш даже слишком хороша. Непонятно, как такая во всех смыслах притягательная женщина могла остаться одна.

Христианская доброта Алексея Янковского вступает в острый клинч с задумкой драматурга и немало искажает последнюю. Коммунист Крётц показывает бессмысленность атомарного существования индивида в европейском буржуазном обществе. Без цели, без сверхзадачи или объединяющей идеи, в полном одиночестве, без попыток найти утешение в искусстве или, так уж и быть, в религии. Потому добровольный уход героини пьесы из жизни представляется и вполне закономерным, и едва ли не единственно возможным способом прекращения её мучений. Но не таков Алексей Витальевич! В его постановке героиня Аси Ширшиной не умирает, а смело сдёргивает с себя покрывало в финале.

Ещё одну рекомендацию драматурга режиссёр прямо нарушает. У Крётца сказано: «Так как пьеса не преследует цели вызвать бурную реакцию зрителей, а должна лишь показать, насколько убога жизнь фройлян Раш, […] это не должно длиться слишком долго, чтобы не наскучить зрителю. […] Если информационная функция какого-либо действия героини оказывается исчерпанной, […] его нужно немедленно прекратить, даже если это нарушает режиссёрский замысел. […] Мне думается, она должна длиться не больше часа». У Алексея Янковского пьеса идёт два часа без антракта.

Так хочется увидеть на сцене лаконичный, концентрированный, дистиллированный ад. И даже немного жаль, что Алексей Витальевич слишком добрый для этого.

За существованием фройлян Раш можно следить как, например, за муравьями. Хотя нет — муравьёв я незаслуженно обидел: в их постоянной беготне есть и смысл, и служение высшей цели.

концертКак раз поэтому нам и нужен тот самый вуайеризм — чтобы своими глазами увидеть человека, низведённого до статуса биомассы и механически выполняющего набор ежедневных операций. Ужас полной бессмысленности его существования должен литься со сцены через дотошный, педантичный показ мелких на первый взгляд деталей и эпизодов. В том числе, пардон, через дефекацию фройлян Раш, которая, по задумке автора, также должна быть показана прямолинейно и без прикрас.

Как пел безвременно ушедший из жизни рок-бард Веня Дркин (Александр Литвинов): «А если это я хожу и гажу, тогда зачем мне просто жить на этом свете?» Бьюсь об заклад, Алексей Янковский не слышал песни Вени Дркина. В противном случае жизненная концепция фройлян Раш, фактически заключённая в этих двух стихотворных строчках, была бы подана гораздо более бесстрастно и рельефно.

Одна безусловно прекрасная девушка, с которой мне довелось общаться минувшей осенью, не проявляла интерес ни к театру, ни к искусствоведению, ни к журналистике, ни к спорту, ни к науке, ни к образованию. Зато демонстрировала и демонстрирует повышенное внимание к процессу, условно именуемому «грести бабло». Для чего? Всего лишь для того, чтобы обеспечивать и поддерживать «определённый уровень» того самого биологического функционирования. «Понятный тебе образ успеха в материальных реалиях» — это её сбывшаяся мечта. И депрессия во вполне молодом возрасте — в качестве бонуса.

Ни так называемое «счастье», ни так называемый «успех», ни ставшее невероятно модным в последнее время абстрактное «развитие» не могут быть жизненными целями. Как пишет известный психолог Михаил Литвак, счастье, радость и успех — это всего лишь побочный продукт хорошо организованной деятельности: «Тот, кто ставит своей целью достичь вышеупомянутых “побочных продуктов”, движется к ним как к линии горизонта: насколько ближе он становится к заветным мечтам, настолько же они удаляются от него».

Ещё одна классная цитата: «Стремление жить в своё удовольствие — верный путь к тому, чтобы сделать себя несчастным. Спустя очень короткое время вы понимаете, что мало что может вас по-настоящему осчастливить. Причина в том, что интерес к жизни и надежда на будущее живут в нас, лишь когда мы приносим радость другим людям».

И не говорите мне про экзистенциальный кризис!

Текст: Евгений Веснин
Фото: Варвара Баскова-Карпова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Хожу и гажу"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.