Как хорошо мы плохо жили

Советский Союз

С 4 ноября до конца января следующего года в Музее современного искусства «Эрарта» доступна для посещения выставка «Советский Союз. Археология повседневности».

Назанский«Большинство выставок, посвящённых СССР, будут проходить в 2021 году, когда исполнится 30 лет с распада Союза, и продолжатся в 2022-м, когда будет отмечаться 100-летие создания Союза, — отметил в разговоре с корреспондентом ОПЦ куратор Владимир Назанский. — Наша выставка несколько опережает эти события. Её можно сравнить только с большой выставкой в Третьяковской галерее, которая называлась “Не навсегда”. Но там было искусство советского времени, а мы рассказываем об этом периоде, оглядываясь назад».

На выставке представлены работы двадцати четырёх авторов. Живописные работы выполнены не только традиционными красками, но и, например, кузбасслаком. Так называется дешёвый битумный лак, известный с начала прошлого века и используемый для временной гидроизоляции. Неудивительно, что у родившегося на Кузбассе Ильи Гапонова нашла воплощение именно шахтёрская тема. Триптих с уходящими на работу шахтёрами посвящён одной из трагедий, когда в шахте на Кузбассе взорвался метан.

Лишь несколько работ созданы в период существования Советского союза. Так, «Матросик» Гаги Ковенчука был написан в Перестройку. Две работы возрастного художника Павла Тырышкина относятся к концу 80-х — началу 90-х годов.

Выставка не затрагивает идеологию и политику, но рассказывает о жизни в то время. «Что мы можем добавить к Лидии Гинзбург, Солженицыну, Варламу Шаламову?» — задаёт риторический вопрос Владимир Олегович.

В залах Эрарты присутствуют не только картины. Есть и одна инсталляция: на проигрывателе грампластинок производства Рижского завода стоят три фужера. В одном — явно коньяк, во втором — красное вино, в третьем — субстанция, напоминающая черносмородиновое варенье. Кроме того, в качестве артефакта на выставке демонстрируется документальный фильм о типичном советском городе — Новосибирске.

Выставку отчасти можно назвать ностальгической. Применительно к некоторым художникам это вполне справедливо. Так, Александр Косенков был математическим вундеркиндом, Константин Сутягин входил в группу разработчиков «Бурана» и пережил его трагедию.

Анна Щёголева представила две работы, выполненные в стиле советского мещанского романтизма.

Жизнь не лишалась человеческого содержания, несмотря на идеологические ограничения и дефицит товаров широкого потребления. «Посмотрите, люди жили так же, тоже приезжали на Белорусский вокзал. Так же падал снег», — указывая на картины, поясняет куратор.

Текст: Евгений Веснин
Фото: Татьяна Черкасова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Как хорошо мы плохо жили"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.