Ежегодный петербургский рок-фестиваль «Окна открой!» в этом году отпраздновал 20-летие, а главное — всё-таки состоялся, пускай и проходил в непривычной обстановке.
Вместо традиционного open-air’a — практически пустой зал клуба “А2 Green concert”, а вместо толпы поклонников рока и панка — журналисты, технический персонал и фотопит, в котором находилась одна из камер, транслировавших выступления в Интернет. Онлайн-формат предоставил возможность не оставлять зрителей в ожидании во время смены групп на сцене, а самим музыкантам — возможность провести перед своими выступлениями саундчек, что в сочетании с игрой в закрытом помещении дало отличное качество звука.
Пока очередная группа «чекалась», зрители трансляции могли смотреть архивные записи выступлений и видеоинтервью с фестивалей прошлых лет, а также интервью с командами, выступающими на сцене в этом году. Их брали ведущие фестиваля Ольга Богданова и Алексей Данков.
Открывала фестиваль группа «БЕZ Б», совсем недавно удивившая своих поклонников новым синглом “Russian Factory”, в котором резко изменила тематику в сравнении с прошлыми релизами. На место ранее превалировавших отношений как главной темы песен неожиданно пришла работа на заводе. Такое резкое изменение тематики вызвано тем, что с недавнего времени солист группы Сергей Василевский начал работать электромонтёром на заводе. Надеемся, что группе удастся сломать стереотип о том, что «Если всё плохо в музыке — пора идти на завод».
Вторыми выступили “Lights Out” — группа, основанная весной 2015 года, обычно исполняющая в жанре альтернативы. Для них это третье выступление в рамках фестиваля “Окна открой”, до этого в нём они участвовали в 2017 и 2018 годах. В этот раз Lights Out сыграли треки “Хватит”, “Голос надежды” и “Боюсь теней”.
Первой среди хэдлайнеров выступила группа «КОПЕНGАGЕН», о которой активно спрашивали зрители в чатах трансляций на YouTube и «Вконтакте». Группа существует одиннадцать лет, завоевала немалое число преданных поклонников, работает в жанрах инди-рок, альтернативный рок и русский рок. На двадцатилетие фестиваля музыканты исполнили песни «Феникс», «Дисплей» и «Сто лет одиночества».
Следующими стали «Грачи прилетели», сыгравшие песни «Милыми», «Тихо» и «Седьмая» из их нового альбома «Мы были такими милыми». На фестивале «Окна открой» группа регулярно выступает с 2016 года. В своих текстах музыканты часто поднимают остросоциальные проблемы, а свой жанр считают философским панком.
Начав играть, группа «Аффинаж» моментально привлекла слушателей необычным звучанием и уникальным стилем «нуар шансон». Смесью современной рок- и поп-музыки с жанром шансона они интригуют слушателя как хороший классический нуарный фильм. Критично важную роль в этом играет партия баяна, за которую отвечает Александр Корюковец.
Следом выступил музыкальный коллектив с названием, отсылающим к русской литературной классике — «Анна Каренина». Группа играет в стилях рок, альтернативный рок, акустический рок, инди-рок, блюз и фанк. На фестивале музыканты сыграли треки «Питер», «Царапать», а также «Четыре Довлатова», для исполнения которого на сцену вызвали ещё одного участника — флейтистку Алису.
«Санкт-Петербург» — одна из старейших групп, участвовавшая в «Окнах» ещё 19 лет назад и отметившая недавно пятидесятилетие. «Дорогие товарищи онлайнеры, группа “Санкт-Петербург” сейчас организует вам культурный шок», — с этой фразы из уст Владимира Рекшана началось выступление. Не знаем, произошёл ли «культурный шок», но видеть на сцене одну из культовых групп русского рока и услышать то, как они исполняют свои лучшие песни, — непередаваемо приятное ощущение для любого фаната этого коллектива.
Следующей на сцену вышла молодая питерская группа «Большой Лебовски», которая несколько лет подряд успешно проходит отборочный тур «Окон» и выступает на фестивале. Музыканты привносят элементы современной музыки в особый собственный стиль, навеянный роком 60–70-х годов.
«Нервы» оказались первой из трёх групп, которые присутствовали в афише фестиваля, при этом не выступали на сцене клуба А2. Находясь в Москве, они записали видеоролик своего выступления, сыграв «Не смотри назад», «Суицид моей веры» и «Так как надо».
Игорь Растеряев — культовый сольный исполнитель народной музыки. Он наполняет зал непередаваемой атмосферой — тёплой и уютной. Вместе с известными песнями вроде «Комбайнёры» и «Русская Дорога» звучали и композиции, которые обычно редко исполняются на концертах, — например, «Книга».
Пожалуй, самой молодой среди участников «Окон»–2020 можно назвать группу «Тишина в зале», с момента создания которой не прошло и двух лет. Выступив на фестивале с треками «Анабиоз», «Она правит миром», «Мы не виновны», музыканты продемонстрировали серьёзный потенциал.
На очереди было выступление «Разных Людей». Ещё до выхода группы на сцену стало очевидно, что от Александра Чернецкого стоит ждать лучших культовых песен. Группа исполнила и «Больше Рок-н-Ролла», и «Superбизоны», и другие легендарные композиции. По просьбам присутствовавших в клубе на прощание группа исполнила песню «Гудбай».
Группа “Dead Elvis” играет в стиле сюрреалистический трип-хоп и рок. «Организация крутая, столько людей интересных», — отозвался о фестивале в интервью корреспонденту ОПЦ вокалист группы Максим Овчинников. Коллектив уже имел некоторый опыт и в выступлениях на фестивале «Окна открой», и в онлайн-выступлениях в целом.
После “Dead Elvis” на сцену вышли, как сама группа себя называет, «дзен-панки» — «Скворцы Степанова». И действительно, с выступления группы можно уйти только с позитивными эмоциями. Всё это благодаря ритмичным оптимистичным песням и большому количеству взаимодействия с аудиторией по ту сторону экрана: музыканты часто обращались в камеру, призывали их присоединиться к ним в исполнении одной из песен ради создания пока ещё не вышедшего клипа.
Следующий коллектив — “Sweetlee” — ещё на первых минутах своего выступления ввёл зрителей в своеобразный транс. И это не удивительно, учитывая, что лидер и основательница группы Светлана Акмей практикует шаманство. Как говорят сами участники группы, «Сегодня “Sweetlee” — группа, сочетающая в своей музыке элементы гранжа и психоделического рока. Но это не точно». Благодаря подобной смеси жанров, шаманству и завораживающему вокалу, выступление “Sweetlee” захватывает с первых секунд и не отпускает из того самого транса до самого конца сета.
Команда “Casual”, основанная в 2009 году и на данный момент являющаяся постоянным участником крупнейших музыкальных фестивалей страны, выступила в записи.
Затем выступила команда “NADИ”, ранее известная как «ТЕОРИЯ пяти секунд». «Очень сложно. Это третий мой концерт онлайн, и это вообще какой-то кошмар», — призналась корреспонденту ОПЦ лидер группы Надия Дарийчук, но после добавила, что выступать на «Окнах» ей было на удивление комфортно. По её словам, этот фестиваль в 2007 году открыл их группу.
Потом на сцену вышла одна из культовых групп альтернативной сцены последних десяти лет — “Stigmata”. Металкор коллектив исполнил несколько своих популярных песен, среди которых были «Цунами», «Революции Угли», «Крылья». Разумеется, не обошлось без исполнения самого хитового трека группы — «Сентябрь».
Атмосфера тяжёлой музыки сохранялась на сцене с выходом “Red God”. Эта молодая альтернативная метал-группа играет на фестивале уже не первый год. Своей агрессивной подачей они буквально давят на зал. К сожалению, в этот раз зрители могли ощутить эту атмосферу лишь через экраны мониторов.
Группа «Фильм» решила посвятить своё выступление памяти Виктора Цоя. Лидер группы Василий Игнатьев рассказал корреспонденту ОПЦ, что привык к онлайн-формату, ему он понравился, но не настолько, чтобы заменить привычные всем живые концерты: «Ничто не заменит взаимообмен со зрителями. Зрители обязательно нужны», — сказал он. Резюмировал Василий эффектной фразой: «Пусть сегодняшний фестиваль поставит жирную точку и даже восклицательный знак во всей этой ситуации».
«Бригадный Подряд» открыл финальную четвёрку хедлайнеров фестиваля. Программа выступления была очень разнообразной — от старых хитов «Гитары», «Рив Гош», «Уроки панк-рока», до одного из последних релизов «#эскортикокс» и знаменитого хита начала века «Попса», записанного «Бригадным Подрядом» для своего последнего альбома.
На сцене появилась группа «Ангел Небес». Многим известная и многими любимая, выступающая с 2006 года в жанрах русский рок, психоделический рок. После выступления Вячеслав Никаноров, лидер группы и исполнительный директор фестиваля рассказал корреспонденту ОПЦ, какое значение для него имеют «Окна»: «Этот фестиваль всю мою жизнь перевернул», — воодушевлённо заявил он и пустился в воспоминания. Рассказал он о том, как в 2007 году не прошёл отборочный тур фестиваля, как его тогда обидели слова членов жюри и как через год он поразил их тем, насколько сильно в короткие сроки изменилась группа. О том как после выступлений на ещё нескольких важных рок-фестивалях он решился на переезд из любимой Тулы, бросив серьёзную работу в должности управляющего сетью магазинов. Как в середине 2009 года стал администратором фестиваля, а уже в 2011 году занял свою нынешнюю должность. Также он рассказал, как тяжело было организовать онлайн-трансляцию. «Я вам честно признаюсь, я нормально не спал уже две недели, такая это нагрузка», — заявил он. Но даже в такой ситуации Вячеслав Вячеславович рассказал о преимуществах намного большего охвата публики и возможности показывать записи с первых фестивалей: «За эти 12 часов мы показали историю русского рок эн рола последних двадцати лет».
Хотя группа «Операция Пластилин» участвовала в фестивале только в дистанционном формате, транслируя выступление из Тамбова, она смогла передать свой драйв через экраны мониторов. Молодёжный коллектив исполнил множество узнаваемых песен — от «Розовых Волос» до «Вечного Рейва».
«Пилот» выступил в роли финального коллектива фестиваля. Только выйдя на сцену, Илья Леонович сказал: «Вскоре мы снова будем ходить на концерты, слушать хорошую громкую музыку и веселиться». В это очень хочется верить. По сегодняшнему фестивалю очевидно, что как фанаты, так и сами группы одинаково сильно соскучились по живым выступлениям.
Текст: Павел Латыш, Анна Сидорова
Фото: оргкомитет фестиваля
Прокомментируйте первым "«Окна» стали виртуальными, но музыка — вечна"