Онлайн-тусовки в стиле Пушкина

пир

На youtube-канале «Цифрового театра» в начале августа был доступен спектакль театра Романа Виктюка «Пир во время чумы» режиссёра Игоря Неведрова.

В спектакле явно видна попытка смешать карантинные реалии с одноимённым произведением любимого, оттого и заезженного Пушкина. В результате за двадцать с лишним минут действия появляются слишком много микротем для такого небольшого формата. Конечно же, раскрыть их должным образом не получается, и выходит мини-спектакль, где Пушкин оказывается вовсе не к месту.

Спектакль выполнен в screen-life формате, так что можно просто наблюдать, как за вас выбирают действия за виртуальным столом, где расположились окошечки видео-чатов участников. Чем-то напоминает известный многим благодаря карантинным реалиям “Zoom”. По задумке режиссёра, присутствующие являются осовремененными участниками событий, происходящих во время чумы 1665 года, о которой писал Александр Сергеевич, когда примерно 165 лет спустя столкнулся с эпидемией холеры. Как мы видим, всё циклично.

Нам предоставляется возможность побыть на этом пиру Священником.

Хоть актёры и отыгрывают современную реальность, зачитывая стихотворение по ролям, да и выглядят вполне «карантинно», но переигрывают знатно. Хотя, не исключено, что такое количество экспрессии и было задумано. Вот только для чего? Возможно, чтобы через столь явную гиперболизацию вызвать максимальное отторжение к пирующим, показать их нездоровый по мнению автора стиль жизни. В таком случае, могу сказать, что отвращения не возникает, зато непонимания много. И слух режет всё же. Хоть театром и руководит экстравагантный режиссёр, славящийся жёсткими и скандальными постановками, виртуальный пир явно не дотягивает по уровню до работ Романа Григорьевича. Я не против того, чтобы высмеивать карантинные будни, да и людей в целом, но если «жестить», то качественно.

пирПока вы в образе священника ещё не вмешиваетесь в празднество, а только наблюдаете, на экране то и дело выскакивает реклама про экономический кризис, политику и прочее. Она заглушает «тусовщиков» и навязчиво призывает вас подписаться на один и тот же информационный канал. Жизненно, но нелогично: откуда она в видеоконференции, если мы являемся её участником? Зато она показывает аполитичность собравшихся за виртуальным столом молодых людей, которые воспринимают пандемию как информационный шум, бред, несуществующий на самом деле. А если она существует, то и ладно. Нас не касается, мы в домике. Хорошо хоть, что буквально сидят по домикам и пьют в «онлайне».

Неплохо проработан интерфейс условного видеочата, его визуальное оформление. У всех персонажей продуманные ники; «Священник0606» — вообще чудо, немного до 666 не хватило. Это так, к слову о попытке употребления чёрного юмора везде, сразу, а кое-где — вообще не в тему. А ещё имеются все прелести дистанционного общения: от отстающего звука до помех и «зависаний». Всё это, вкупе с иногда слишком приближенными к камере лицами актёров, медленно, но верно выступает дополнительным раздражителем и вызывает даже большее отторжение, чем очевидное переигрывание актёров. Так или иначе, вам становится неприятна эта компания, и тут слово берёт церковь. Священник ругает неразумных, призывает одуматься, но его шлют далеко и надолго. Вот вам и место церкви в этой истории. Впрочем, немногое изменилось.

Что ещё, кроме отторжения, оставляет спектакль по окончании просмотра? От взятого за основу пушкинского текста режиссёр далеко не отходит, следовательно, зритель получает однобокое представление о подобных «молодёжных тусовках» — ещё более однозначное, чем у поэта. Противоположного варианта восприятия спектакля не предложено, поэтому остаётся больше вопросов, чем удовольствия от увиденного.

Затрагивая слишком много тем, да ещё и приплетая Пушкина, режиссёр Игорь Неведров нехитрыми приёмами вызывает у зрителя не сатирический смех, не новый взгляд на вещи, ставшие обыденными, а просто тихое отвращение к постановке.

Не знаю, можно ли расценивать «Пир во время чумы» как очередную попытку хайпа на теме карантина, но если так оно и есть, то и этот аспект раскрыт некачественно. Таким образом, с каждой секундой гремучая смесь превращается в зелёное жидкое варево, пока постановка наконец не заканчивается очередными высокопарными речами и излишне громким и неестественным смехом участников видеоконференции. Очень хочется верить, что это единичная неудача театра.

Текст: Алиса Витковская
Фото: скриншот из спектакля

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Онлайн-тусовки в стиле Пушкина"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.