В субботу, 14 марта, в библиотеке имени Гоголя открылся курс по обучению писательскому мастерству, включающий шесть занятий. Первое, вводное, было посвящено общей композиции и пошаговой инструкции на тему «Как написать историю».
Спикерами были молодые драматурги, пару лет назад окончившие вуз. Они являлись полной противоположностью друг другу абсолютно во всём. В течение всей лекции они весело подтрунивали друг над другом, что со стороны смотрелось в некоторой степени комично.
Анна Сафронова, милая веснушчатая девушка с рыжим каре, постоянно улыбалась окружающим и вела большую часть занятия. В противовес яркому внутреннему миру, выплёскивавшемуся наружу, одета она была в чёрное.
Глеб Колондо носит ярко-красные джинсы, жёлтый свитер, поверх этого — пиджак насыщенного синего цвета. Вещи, описывающие его темперамент с точностью до противоположности. Глеба можно было назвать пессимистичным, прямолинейным и в какой-то степени циничным, судя по его комментариям и шуткам о неизбежности смерти.
«В искусстве очень много возможностей, в том числе, и в литературе. Можно просто писать всё то, что приходит в голову, не зная правил, композиции и так далее, но теория без практики в большинстве случаев оказывается бесполезной», — рассказывала Анна.
С точки зрения учёных, литературные произведения зародились позже живописи и, тем более, музыки. Однако, по мнению Анны, первые самые примитивные истории, рассказываемые древними людьми у костров тёмными ночами, также можно назвать литературой.
Анна пояснила, что самым древним видом литературы является эпос, включающий в себя сказки, мифы, легенды, героические баллады и так далее. Именно он впоследствии развился до такой степени, что почти полностью потерял связь с первоначальными корнями.
«Каждый может написать на стене, что Россия — для русских, — заявил Глеб. — Этому действию, как правило, предшествует очень сильный эмоциональный внутренний заряд. Вы ненавидите приезжих: узбеков, таджиков, итальянцев, сейчас, наверное, китайцев. И вы покупаете дорогой маркер, в мороз ночью выходите на улицу. У вас дрожит рука, но вы продолжаете писать.
Это очень плохо. Это текст, который не вызовет большой эмоциональной реакции. Если вы учитесь писательству, то можете изучать его на курсах — на хороших, а не таких, как здесь. Вы можете учиться этому, читая другие книги, методом тренировки. И этот мощный заряд необходимо перевести в аналогичный по размеру текст. Он может быть такой же маленький, как «Россия для русских», но это произведение будет убеждать кого-то в чём-то. Вы передадите кому-то свои мысли, идеи и стремления. Потом посмотрите, что с людьми происходит, когда они ваш текст прочитали и пошли на войну, поубивали друг друга. По крайней мере, это уже не скучно. Писательство по своей сути — это игривое симпатичное умение переводить свои эмоции в вербальную форму».
Драматурги утверждали, что литературе, в отличие от живописи и музыки, необходим зритель, который сможет по достоинству оценить произведение. Пусть это будет кто-то из родственников или друзей, но у текста должен быть читатель. К примеру, картины Ван Гога являлись чистым актом искусства со стороны художника, способом самовыражения. Литература же, наоборот, нуждается в чьём-то восприятии.
Анна разъяснила структуру классической истории, нарисовав схему, дала определения важным терминам, таким как экспозиция, точка невозврата, кульминация, истолковала разницу между понятием фабулы и сюжета. В содержание вводного занятия ещё должна была войти концепция создания героя, но время закончилось слишком быстро, и спикеры перенесли эту часть теории на следующую встречу.
«В воскресенье, двадцать второго марта, будем придумывать персонажей и ломать им жизни», — заявила Анна в финале лекции. Прелесть работы писателя состоит в том, что он является богом в своём маленьком мирке.
Текст: Эллина Чернышёва
Фото: библиотека Гоголя
Прокомментируйте первым "В библиотеке Гоголя стартовал курс писательского мастерства"