В памятный для нашего города день, 27 января, на новой сцене Мариинского театра прошёл концерт «Шнитке. Шостакович». Солистами стали Александр Торадзе и Сивон Ким, дирижировал Валерий Гергиев.
Ещё при входе в помпезное здание стало понятно, какой будет заполненность зала. Людей действительно много, а строгий досмотр создаёт приличную очередь у входа во второй корпус Мариинского театра. Это неудивительно. Именно сегодня, в День снятия блокады, именно здесь будет исполнена знаменитая седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича, которую когда-то, в самые тяжёлые для Ленинграда дни, исполняли на сцене Филармонии.
Первым в программе значится «Концерт для фортепиано в четыре руки и камерного оркестра» Альфреда Шнитке. Уже с первых звуков произведения задаётся тон всего концерта. Тревожная, нестройная музыка сразу же заставляет почувствовать напряжение. Пусть и нерезкие кластеры в изобилии сопровождают или даже составляют мелодию концерта. Симфонический оркестр присоединяется вместе с ударами колоколов, и с его полноценными аккордами я чувствую войну. Другими словами не описать то, что могут ощутить в данный момент слушатели. С приходом фортепианной партии мы можем прочувствовать лёгкое успокоение, по сравнению с тем, что демонстрирует партия оркестра. Однако чувство тревоги не отпускает ни на миг. В этом произведении нет светлых тонов, лишь пронзительная горечь и неописуемый страх. Этот концерт — будто воплощение всех горестей войны. Мы не до конца осознаём, когда заканчивается произведение, в зале ещё несколько секунд висит тишина, прежде чем раздаются бурные овации, и солисты вместе с дирижёром выходят на поклон.
После настройки инструментов музыканты приступают ко второму произведению первого отделения — Концерту для фортепиано с оркестром № 2 фа мажор, сочинение 102. В этот раз солист лишь один — Александр Торадзе. Это произведение разительно отличается по тону от предыдущего. Светлое, лёгкое, оно заставляет воспрянуть духом, встать с колен. Гармоничная, стройная, торжественная — эта музыка действительно доставляет великое удовольствие всем слушателям. Всё это относится к первой части — Allegro. Вторая же часть — Andante — лирична, она даёт отдохнуть, помечтать. Умиротворение, пришедшее со второй частью, трудно описать. Будто огромное воздушное облачко наполняет твою грудь счастьем. Я не могу услышать ни единой ошибки или неточности. Эта музыка прекрасна. Третья часть — Allegro — такая же оживлённая, как и первая. Её по-детски шкодливое, весёлое и энергичное настроение заставляет улыбнуться. Во время исполнения даже солисту тяжело усидеть на месте. Бурные овации наградили талантливых музыкантов по окончанию первого отделения.
Жемчужина этого концерта — седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича — располагается во втором отделении. Она по праву занимает почётное место в сегодняшней программе. Произведение состоит из четырех частей: Allegretto, Moderato — Poco Allegretto, Adagio и четвёртая — Allegro non troppo. Самая узнаваемая мелодия этой симфонии располагается в первой части — это «тема нашествия». Ритмичные, маршеобразные барабаны, неутомимые струнные и духовые инструменты создают ту самую мелодию, давая возможность прочувствовать невероятных духовный подъём. Нужно быть либо глухим, либо совершенно невосприимчивым к музыке, чтобы это произведение оставило слушателя равнодушным. Хотя осознанно выслушать всю симфонию довольно сложно, ведь это произведение эмоционально истощает.
Даже не верится, что именно эту симфонию исполняли измученные голодом, продрогшие от холода музыканты в блокадном городе, для не менее измученных жителей Ленинграда. Не верится, что именно эта музыка вселяла в людей надежду, помогала им справляться с лишениями, доказывала, что город ещё жив, что он ещё дышит, и что его жители ещё могут чувствовать, надеяться, держаться!
Но в тёплом зале новой сцены Мариинского театра трудно прочувствовать то же, что и в те времена. Да и мало кто уже может об этом вспомнить.
А за окном шёл снег.
Текст: Валерия Алтухова
Фото: Бориса Кудояров/Фотохроника ТАСС
Прокомментируйте первым "Назад в блокаду"