Во вторник, 8 октября, в Государственном Эрмитаже в рамках цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» гостям музея представили картину Витторе Карпаччо «Две венецианские дамы».
Это одно из самых знаменитых живописных произведений в собрании музея Коррера (Фонд Городских музеев Венеции), где оно находится с момента основания музея. Живописных работ Витторе Карпаччо в российских музейных собраниях нет. Увидеть картину посетители смогут до 15 декабря 2020 года.
В Эрмитаже картину расположили очень грамотно — в Итальянском кабинете. Попасть туда проще всего из зала «Итальянское искусство 17-18 вв.», известного посетителям шедеврами таких творцов как Валерио Кастелло, Бернандо Строцци, Лука Джордано. То, что инсталляция находится здесь, в маленьком Итальянском кабинете, вполне логично. Витторе Карпаччо родился и прожил всю жизнь в Венеции, почти все его работы находятся в итальянском «городе на воде».
Вокруг сюжета произведения долгое время велись споры. Попробуйте вглядеться и убедитесь: чем дольше смотришь на экспонат, тем больше вопросов возникает. Кто эти дамы? Что означают окружающие их предметы и живые существа? И самое интригующее наблюдение: почему в вазе, стоящей на парапете слева, мы видим не цветы, а только стебель? Может, картина была обрезана? Проанализировать мелкие детали можно самостоятельно, как и составить своё мнение о том, что же изображено. Женщины на картине разного возраста, но их черты лица несколько схожи, они могут быть матерью и дочерью или родными сёстрами. Окружают их различные животные (особенно много птиц) и предметы, но все они символизируют верность, чистоту помыслов: две горлицы — олицетворение неразлучной пары, а плод апельсина — один из атрибутов Девы Марии, как и цветок лилии — символ непорочности и святости.
В 1944 году молодой архитектор Андреа Бузири Вичи приобрёл у антиквара в Риме дощечку, расписанную с обеих сторон: на лицевой стороне были изображения лучников, стоящих в лодках с гребцами и стреляющих в водную дичь, а на обороте — так называемая обманка (нанизанные на натянутую узкую ленту письма). Будущий известный историк искусства не смог сохранить её у себя, загадочная дощечка исчезла, а появилась только в 1972 году, её приобрёл музей Пола Гетти в Малибу. Ещё в 1962 году была выдвинута гипотеза, что «Охота в лагуне» — и есть верхняя часть двух венецианок. Дело в том, что в правой нижней части сцены охоты есть цветок лилии, не связанный с сюжетом картины, но продолжающий линию стебля с картины с венецианками. Позднее исследования музея Коррера и музея Пола Гетти научно доказали, что обе доски идентичны, живописная техника полностью совпадает. Аугусто Джентили и Флавии Полиньяно предложили вполне логическое толкование сюжета как аллегории христианского брака. Художник изобразил благородных дам, смиренно ожидающих возвращения своих мужчин.
Куратор выставки Ирина Артемьева разместила в небольшом пространстве и копию двух совмещённых картин, чтобы зритель мог вглядеться и во всём убедиться сам, а также ещё одну совсем небольшую работу венецианского мастера, правда, не живописную, а выполненную графически. Действительно, стоит уделить время целостной картине — каждая деталь важна. Интересная особенность дощечек в том, что, являясь одним целым, две картины выполнены с плавным переходом в тонах: «Охота в лагуне» более светлая, господствуют бежевый и бирюзовый цвета, только одежда охотников и гребцов бордовая, как платье одной из двух венецианских дам. В картине «Две венецианские дамы» балкон и платье второй женщины бежевого цвета, но при этом сама картина выглядит темнее. Переходом из одной части в другую служит чёрная полоска воды за балкончиком с дамами.
Мауруццио Чекконе, Генеральный секретарь Центра Эрмитаж-Италия:
«Для нас Витторе Карпаччо — это, наверное, самый великий итальянец, который может представлять нашу страну за рубежом. Перед вами картина знаменитого художника, которая сейчас находится здесь, но когда-то находилась в городе Венеция. И я очень счастлив представить вам великолепного Карпаччо. Сотрудничать — это немного сложнее, чем кажется. Нужно победить чей-то страх, научиться разделять позицию других, быть готовым узнавать что-то новое и менять собственное мнение. С Эрмитажем, в этом смысле, мы находимся в прекрасном положении, потому что вместе работаем. И я рад предоставить вам результат нашей работы».
Текст и фото: Алиса Витковская
Прокомментируйте первым "«Две венецианские дамы» оказались в Эрмитаже"