В Ботаническом саду Петра Великого 5 и 6 октября прошёл традиционный осенний Фестиваль клёна, на этот раз включавший в себя квест по аниме.
Даже обычная сладкая вата имеет яркий аромат, привлекающий прохожих. Но вата на кленовом сиропе? О, это совсем другое дело! Сладкий запах распространяется по всей округе так, что невозможно просто пройти мимо и не узнать, что это так пахнет. Ну а те, у кого заложен нос, всё равно бы заинтересовались происходящим у входа во внутренний двор оранжерей.
Невысокий столб дыма привлекает внимание не меньше приятного запаха. Устройство, отдалённо напоминающее русскую печь, только железное, испускает облака дыма. Это выпариватель, а рядом — стол, где расставлены различные по объёму и содержанию бутылочки. В одних налит кленовый сироп, в других — самый дорогой ореховый, а в третьих — берёзовый. Рядом проходит дегустация четырёх видов кленового сиропа. Вид содержимого пронумерованных стеклянных бутылочек, если честно, не вызывают особого желания дегустировать. Однако, женщина, стоящая за столом, явно знаток своего дела. Она просто и доступно рассказывает о технологии производства кленового сиропа, о различиях его вкуса и консистенции в зависимости от времени сбора кленового сока, а также о представленных здесь различных видах этой сладости. Поэтому, не мешкая, я решаюсь попробовать предоставленные здесь виды.
В бутылочке под номером один оказался густой кленовый сироп цвета светлого янтаря. Его чуть горьковатый, с небольшой горчинкой, сладкий вкус чем-то напомнил мне послевкусие, которое остаётся после марципана. Из всех представленных на дегустации сиропов второй имел самый тёмный цвет, а также самую густую консистенцию, по вкусу же от первого он отличался лишь почти полным отсутствием кислых ноток. Сироп из третей бутылочки оставил после себя наиболее горький привкус, при этом его цвет оказался самым прозрачным, а консистенция — самой жидкой. Последний представленный экземпляр сиропа почти ничем не отличался от второго, однако чуть более жидкая консистенция и чуть более кислый вкус всё же помогли мне их различить. Выбрать наиболее вкусный или по-иному выдающийся сироп у меня не получилось, поэтому с чистой совестью я направилась отогреваться в ботанический музей.
Два пролёта деревянных скрипучих ступенек, ещё пролёт каменных — и вот я вступаю в зал музея. Здесь за стеклянными витринами представлены различные породы деревьев, их срубы, листва, масла, семена и плоды — в виде орехов, а также шишек. Здесь можно найти как знакомые жителям Санкт-Петербурга растения (дуб, орешник) так и экзотичные для нас виды (Виктория амазонская, похожая на огромный лист кувшинки или же эспарцет рогатый, в засушенном виде выглядящий как большое бесформенное и колючее перекати-поле). В этом же зале можно найти изделия из листьев и древесины, чучела сойки и кедровки, а также терновый венец из дерезы европейской.
Людей в залах музея немного. Возможно, многие просто-напросто сейчас в субтропической оранжерее. Решив проверить свою теорию, я покидаю музей и направляюсь ко входу в «теплицы» ботанического сада.
Стандартная прогулка по оранжерее даёт мне возможность самой изучить все представленные здесь растения. Разные виды пальм, бамбук, различные папоротники и плющи, плодовые деревья, цитрусовые — вся эта растительность сменяет друг друга, пока я прохожу по оранжерее. Растения из Америки и Мексики не выглядят шокирующе, но привлекают внимание. «Переходите по коридорчику в Китай!» — слышу я от одной из работниц ботанического сада и охотно пользуюсь её советом. Минуя длинный переход, вновь ступаю на грунтовую дорожку, а встречают меня растения из Юго-Восточной Азии. Вдоволь налюбовавшись хищными растениями, скрытыми под стеклянной витриной, прохожу дальше. В самом конце оранжереи расположился небольшой японский сад. Наверное, здесь действительно здорово весной, когда цветёт сакура. Ведь не просто же так в японской культуре это дерево играет такую важную роль?
Выходя на холодную улицу, я начала мечтать вновь оказаться в тепле оранжереи ботанического сада. Поэтому быстрым шагом направилась в «зелёный домик», где можно немного согреться. Именно там проходили мастер-классы. Первым делом, зайдя в здание, я увидела длинный ряд столов, на которых расположились краски, кисти, кленовые листья разных оттенков и шишки. Люди, сидевшие за столами, старательно мастерили какие-то поделки. Рассмотрев поближе одно из готовых изделий, я поняла, что это настоящие маленькие букетики. Здесь, красиво скручивая листки, учат делать «осенние цветы». Однако долго задерживаться в «зелёном домике» я не собираюсь, ведь впереди меня ждёт квест!
Когда, прочтя программу фестиваля, я узнала, что смогу поучаствовать в квесте «В гостях у Тоторо», по мотивам анимационного фильма Хаяо Миядзаки, то была безмерно рада. Гадая, в чём же всё-таки будут состоять задания квеста, я направилась к началу игры. «Синего духа» — хранителя ботанического сада — увидела ещё не доходя до старта. Длинные висячие уши, синий длинный хвост, большое пузо и фиолетовые пятна. Он держал в руках плетёную корзинку, наполненную какими-то бумажными свёртками (вознаграждением для успешно прошедших квест) и бежал к старту.
Взяв карту ботанического сада с отмеченными на ней станциями, выслушав краткий пересказ истории Тоторо и увидев, как САцуки (милая девочка-школьница из детского аниме) неожиданно превратилась в СацУки, я направилась на первую базу. Немного повозившись с картой и своим топографическим кретинизмом, я подошла к уличному японскому саду — первой базе квеста. На столе стоял поднос с песком, а возле стола — две улыбчивые девушки. Одна из них протянула мне деревянную палочку и предложила что-нибудь нарисовать на песке. Долго стоять на месте мне не позволял холод, поэтому, быстро нарисовав на песке какой-то иероглиф (значения которого я, если честно, и сама не знаю), я получила другой японский символ, уже нарисованный ручкой в моей карте.
Вторая станция нашлась быстрее первой, в основном потому, что направление мне подсказали добрые девушки с первой базы. Второе испытание заставило меня почувствовать себя немного глупенькой. Никогда не умела разгадывать загадки, а «Данетки» стали не очень приятным сюрпризом. Милая девушка-волонтёр в костюме Тоторо рассказала две истории, однако добраться до их сути мне, к сожалению, не удалось. Паразитируя на догадливости других подошедших к базе игроков, я заполучила ещё один иероглиф на карту.
Третью станцию я заприметила ещё на предыдущей базе — она находилась совсем недалеко, в соседней роще. Суть задания на третьей станции была в том, чтобы вместе с другими участниками квеста, встав вокруг дерева, точно так же, как и в аниме Хаяо Миядзаки, «вытянуть» деревья с помощью волшебных движений с воображаемым зонтиком. Закрыть глаза, присесть, резко выпрямиться, подняв воображаемый зонтик над головой и при этом открыть глаза. И так несколько раз, пока дерево не станет выше. Боюсь, что если бы мы действительно ждали, пока дерево вырастет, то простояли бы вокруг него отнюдь не пару минут.
Получив заслуженный иероглиф напротив третьей цифры, я направилась на следующую базу. Кто-нибудь знает, что такое хокку? Для незнающих: это небольшое трёхстрочное стихотворение, ёмко отражающее какую-либо мысль автора. Задание, которое давалось на четвертой базе, было напрямую связанно с этим видом литературного творчества. Написать хокку за десять секунд? Могу, умею, практикую! Учитывая, что в хокку рифма не обязательна, это было даже слишком просто, поэтому уже через пару секунд в моей карте появился очередной иероглиф.
Пятая и шестая станции оказались совмещены и расположились на небольшом пригорке в деревянной открытой беседке, поэтому найти их было довольно легко. Из задания на логику и игры в «Башню» я, конечно же, выбрала игру в башню! Задача аккуратно поставить друг на друга деревянные кубики показалась мне не самой сложной. Ещё бы не эти дрожащие от холода пальцы — и было бы вообще замечательно. В любом случае, независимо от моего позорного проигрыша, добрый смотритель станции поставил мне целых два символа напротив цифр пять и шесть.
А вот седьмая база стала сюрпризом: здесь хрупкая на вид девушка давала краткий мастер-класс по карате! Несколько раз повторив связку движений, совмещающую в себе блоки и удары, при желании можно было почувствовать себя настоящим каратистом. Пройдя эту станцию, я побежала на поиски последней. И именно тут возникли проблемы, потому что в месте, отмеченном на карте, никакой базы не оказалось. Однако стоять на месте — непозволительная роскошь для питерской осени, поэтому, не отчаиваясь, я решила найти «Синего духа», чтобы расспросить его о местонахождении последней станции.
К моему превеликому сожалению на месте старта его не оказалось. Видимо, тоже замёрз и решил пойти погреться в «зелёный домик». И действительно, «синего друга» я нашла у входа в здание, где проводятся мастер-классы. Правда, на мой вопрос о последней станции он только пожал плечами, и сказал, что уже многие справились с квестом и нашли восьмую базу.
Тяжело вздохнув и надеясь на то, что мёрзну здесь не просто так, а ради какого-то приятного приза, я направилась на поиски, которые в конце концов увенчались успехом. Последняя станция оказалась в стороне от места, показанного на карте, именно поэтому его оказалось сложно найти. В качестве последнего испытания участники могли выбрать для себя любое из двух заданий: складывание оригами или игру в необычные «крестики-нолики». Я выбрала второе. Однако они были совсем не похожи на стандартную, привычную всем игру. Вместо бумажки и ручки на столе лежала доска со специальными углублениями, по бокам от неё расположились два ряда металлических шариков, отличающихся лишь оттенком цвета. Для победы нужно было расположить в ряд четыре шарика. Выполнив последнее задание и получив иероглиф, я пошла получать приз.
Небольшой кулёк из зеленой бумаги с логотипом квеста, оказавшийся вскоре в моих руках, безусловно интриговал. Вот он — небольшой презент за почти добросовестно выполненные задания! Ледяными пальцами раскрывая шуршащую бумагу, я ожидала увидеть всё что угодно. Однако и тут меня смогли удивить.
Внутри оказались жёлуди…
Текст: Валерия Алтухова
Фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Клён, Тоторо из аниме и питерская осень"