«Театр в реальном пространстве в век цифровой реальности» — такую тему заявил для своей лекции профессор Колумбийского университета, историк театра Арнольд Аронсон.
В рамках Театральной олимпиады и Международного фестиваля «Точка доступа» Аронсон должен выступить перед петербургскими любителями современного театра с тремя лекциями: 17, 18 и 19 июля. На второй из них побывал корреспондент ОПЦ.
В ходе полуторачасового выступления профессор раскрывал различные, порой неожиданные аспекты дефиниции “site-specific”, энергично иллюстрируя их примерами спектаклей из Европы и Америки. А вот с сайт-специфическим театром современной России Аронсон знаком крайне скверно, в чём он спокойно признался.
По словам историка, понятие “site-specific” пришло в театр из изобразительного искусства. С 1960-х годов западные художники стали отказываться от демонстрации своих работ в так называемом «белом кубе» — пустом выставочном пространстве с белыми стенами, не несущем никакой собственной смысловой нагрузки. Место, где должны были выставляться работы, сначала становилось столь же полноценным произведением искусства. Затем уже сами произведения стали создаваться специально для места, где должны были экспонироваться.
В качестве примера трансформации естественного ландшафта в специальное («специфичное») место Аронсон привёл созданную в 1970 году Робертом Смитсоном на одном из солёных озёр в штате Юта «Спиральную дамбу». На её постройку ушло около 6 тысяч кубометров земли и камней.
Позже стали появляться произведения искусства, которые не могли существовать нигде, кроме места, для которого они были созданы. В 1981 году Ричарду Серре была заказана скульптура, которую планировалось установить на Федеральной площади на Манхэттене. Такой скульптурой стала «Опрокинутая дуга» — цельная стальная плита длиной 36 метров и высотой 3,7 метра. Через несколько месяцев жители Нью-Йорка, привыкшие ходить по площади без затруднений, подали на скульптора в суд, поскольку его произведение нарушало их традиционный уклад жизни. Когда автору предложили перенести плиту в другое место, Серра ответил: «Моя работа была заказана и спроектирована специально для этой площади. Перенести её — значит разрушить художественный замысел».
Французский критик Мишель де Серто в книге «Практика повседневности» (изданной в 1980 году в СССР под названием «Изобретение повседневности») говорит: «Пространство, в котором проходит спектакль, становится его действующим лицом».
Место действия сайт-специфического спектакля порой может выбираться с определённым значением и содержит подтекст. Например, в 1934 году пьеса Шекспира «Венецианский купец» была поставлена под открытым небом на одном из каналов Венеции. Разумеется, при написании пьесы Шекспир не имел в виду, что она должна быть поставлена именно и только в этом городе.
Постановка спектакля в реальных исторических декорациях может преследовать политические цели. Архитектура в этом случае используется властями для усиления идеологического воздействия от зрелища. Показателен в этом смысле масштабный спектакль под открытым небом «Взятие Зимнего дворца», поставленный в 1920 году на Дворцовой площади в Петрограде Николаем Евреиновым.
Текст и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Арнольд Аронсон знает о сайт-специфическом театре почти всё"