В четверг, 6 июня, в Военно-медицинском музее открылась выставка, посвящённая творчеству магистра хирургии Артура Конан Дойля, а именно — его персонажам: Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону.
Главной идеей временной выставки под названием «Медицинский детектив» стал квест по постоянной экспозиции музея, лишь начинавшийся с небольшого зала на первом этаже.
«Это задача, это квест, это вокзал, с которого вы отправитесь в интересное путешествие», — заявил на открытии выставки заместитель директора музея по экспозиционно-выставочной работе Дмитрий Журавлёв.
Профессия врача похожа на работу детектива — им обоим нужно из тысячи неизвестных фактов или симптомов выбрать нужные и найти причину заболевания. Сотрудники музея подчеркнули, что особенно хорошо это можно заметить на примере особо опасных инфекций.
Пришедшие на открытие выставки взрослые и дети зашли в тесную комнатку. В ней поместились не все, поэтому многие не смогли услышать рассказ экскурсовода. Тем, кто всё-таки смог попасть в этот скромный зал, всё равно пришлось постараться, чтобы не задеть и не раздавить витрины и подвешенные к потолку инсталляции.
Экскурсовод рассказала о шести пандемиях холеры, о путях заражения, о распространении болезни по земному шару. Выставка сопровождалась специальными занятиями для детей в возрасте от 13 лет, рассчитанными, как минимум, на девятиклассников.
На стене висели стенды, с прикреплённым к ним на шурупы табличками, за которыми скрывались ответы на важные вопросы квеста. Жаль, что для того, чтобы их узнать, нужно было изрядно повозиться. Чтобы повернуть одну такую табличку вокруг шурупа, приходилось двигать множество других. Реализация замечательной идеи слегка огорчила.
Если первое помещение ещё было как-то связано с доктором Ватсоном, то второе представляло собой зал, равный по размеру первому, но содержащий информацию из программы девятого класса по химии и биологии. Поэтому на вопросы экскурсовода там отвечали взрослые. Как 13-летние школьники могли знать таблицу Менделеева или микроскоп Левенгука, остаётся загадкой.
Количество пришедших на открытие продолжало уменьшаться. Видимо, поняв, что Роберт Кох и холерные вибрионы вконец всех утомили, экскурсовод повела немногочисленную группу на третий этаж музея.
Там было намного просторнее, но мы, к сожалению, посетили не все залы.
Каждая комната имела собственное название. Например: «Хирургический музей Императорской медико-хирургической академии», где участники квеста могли разгадывать ребусы, связанные с экспонатами музея. Нам задали вопрос: какие мероприятия оказались эффективными для остановки инфекции, а какие — нет? Ответ нужно было искать, находя нужные строку, слово и букву в задании квеста. Опять-таки: идея просто великолепная, но вот отсчитывать тридцатую строчку в документе с мелким шрифтом — не очень приятная задача. Даже немного скучная.
Мы посетили ещё несколько комнат-музеев: Н.И. Пирогова, где узнали об особенностях хирургических ножниц, Военно-санитарный, в котором искали портрет Павлова и выяснили, кто изобрёл первую вакцину, а также музей Военно-медицинской службы Красной армии.
Замечательно, что сотрудники Военно-медицинского музея активно ищут оригинальные способы привлечения посетителей и популяризации науки. Пусть пока им удаётся не всё задуманное, но если они не свернут с пути проб и ошибок, то рано или поздно обещанное путешествие станет по-настоящему интересным.
Текст: Эллина Чернышёва
Фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "В Военно-медицинском музее выявляли связь между профессиями врача и детектива"