В музее Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова не могли посетовать на недостаток внимания петербуржцев.
В 2019 году корреспонденты ОПЦ посетили четыре объекта, которые участвовали в «Ночи музеев» впервые или условно впервые, кроме того, навестили старых знакомых. Одним из «новичков» акции и стал «Первый мед». Ещё до 18 часов очередь из посетителей заняла всё фойе, быстро выплеснулась на улицу и потянулась по извилистым закоулкам между корпусами университета.
«Ничего себе!» — переговаривались между собой волонтёры «Ночи музеев», набранные из числа студентов.
«А я говорила, что к нам сегодня придут несколько тысяч человек! Но студентов никто не слушает! А я говорила!» — вполголоса, но от этого не менее страстно заявила брюнетка в белом халате.
Девушка была абсолютно права: только на сайте акции о желании посетить музей медицинского университета заявили без малого пять тысяч активных любителей науки и культуры.
Расположенный в тридцатом корпусе музей «Первого меда» состоит из экспозиции по истории университета и тематических учебных экспозиций на кафедрах. Специально для «Ночи музеев» были созданы дополнительные площадки. Так, в холле второго этажа проходил мастер-класс «Спаси человека». Навыки сердечно-лёгочной реанимации можно было отработать на манекене, а вот оказание первой помощи попавшему в аварию мотоциклисту проводилось на живом студенте. Юноша со множеством «кровоподтёков» и «ссадин», с искусно наложенным гримом, симулирующим открытый перелом ноги, лежал на полу, а вокруг него хлопотали взволнованные посетители.
В самой большой и красивой аудитории корпуса гости музея могли присесть на модные кресла-мешки и созерцать транслируемые на потолок анимированные изображения, созданные на основе картин и рисунков эпохи Возрождения.
На улице рядом со входом в тридцатый корпус стояла машина скорой помощи с открытой дверью. Но зайти в салон и почувствовать себя транспортируемым пациентом не удалось — вход был перекрыт скотчем. Никакого интерактива также не предусматривалось. Это грубый прокол «Первого меда»: два года назад в Военно-медицинском музее корреспондентам ОПЦ и обычным посетителям можно было делать со «скорой» всё.
Настоящий праздник для любителей детектива развернулся на кафедре судебной медицины и правоведения. Доцент кафедры, кандидат медицинских наук Александр Горшков по просьбе корреспондентов ОПЦ провёл с помощью специального манекена полноценный осмотр трупа, который выполняет на месте происшествия судебно-медицинский эксперт.
Постепенно собрав в небольшой аудитории несколько десятков заинтересованных слушателей, он в течение 45 минут увлечённо рассказывал обо всех нюансах осмотра, не упуская ни малейшей детали и обильно иллюстрируя рассказ примерами из собственной практики. Ранее Александр Николаевич много лет заведовал медико-криминалистическим отделением Санкт-Петербургского бюро судебно-медицинской экспертизы.
Начав с привязки к местности, эксперт перешёл к описанию положения «трупа», затем — к описанию одежды: «Визуально мы отмечаем цвет, на ощупь — фактуру ткани и всё это заносим в протокол». Важность точного описания одежды Александр Горшков тут же продемонстрировал слушателям. «Скажите, что такое фуфайка?» — спросил он и, выслушав несколько неправильных ответов, заявил: «Это футболка с длинными рукавами!»
Иногда эксперту доводилось ошибаться. Об этом Александр Николаевич честно, без ложного стеснения, тоже рассказал гостям кафедры.
Закончив с описанием одежды и состояния тела, Горшков перешёл к мастер-классу по определению времени смерти. Рассказав о важности точного измерения температуры трупа, он разъяснил суть методик работы судебно-медицинского эксперта с трупными пятнами и мышцами покойного.
Подлинным предметом гордости Александр Горшков считает несколько случаев, когда ему удавалось, благодаря обнаружению ошибок других экспертов, добиваться полного оправдания невиновных и их освобождения из-под стражи в зале суда.
Текст и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "«Ночь музеев»: Музей Первого медицинского университета"