В Центре Курёхина прошло знакомство с номинантами премии

премии

В субботу, 20 апреля, в ЦСИ имени Сергея Курёхина была открыта выставка работ номинантов премии. В этом году в десяти номинациях представлено более семидесяти проектов.

премииКак отметила куратор выставки Виктория Илюшкина, в номинацию «Гран-при Поп-механика», в которую входят перформативные практики, произошла интервенция современного театра. Идеи авангардного независимого искусства сегодня наиболее активно находят воплощение в современных спектаклях. И если несколько лет назад номинация буквально пустовала, то сейчас номинантов много, и всем любителям современного театра их имена должны быть хорошо знакомы. Среди них, например, «Театр. На Вынос» со спектаклем о психологическом и физическом насилии “Abuse Opera”, театр post с постановкой «Художник извне и внутри». В этой же номинации представлена работа «Страсти по Мартену» (режиссёр Анна Абалихина) — перформанс об истории промышленного города, поставленный на заводе в Нижегородской области. Участвуют также медиапроекты «Зарница» театра «Мастерская Брусникина» и «Конституция» Сергея Морозова и Алёны Паниной, затрагивающие вопросы патриотизма и значения социальных институтов.

В рамках работы Андрея Бундина «Концерт для смартфонов с оркестром» девайсы зрителей выступают в роли музыкальных инструментов, сливаясь с симфоническим оркестром. Также за победу в номинации поборется проект группы ORTA «Сергей Калмыков». Группа авторов «облучилась радиацией Гения» ученика Петрова-Водкина и создала несколько безумных световых перформансов. Желающие могут посмотреть записи названных спектаклей на большом экране в театральном зале Центра. В этом году организаторы позаботились о том, чтобы представить материал в полном объёме, поэтому отказались от профайлов с короткими фрагментами спектаклей.

премииОказавшись в первом зале, вы почувствуете запах хозяйственного мыла и увидите минималистичные концептуальные работы. Светящиеся цветы Юлии Вергазовой, вышитые на пяльцах, олицетворяют синтез флоры и IT-технологий. Проект «Антиперсональная выставка Семёна Мотолянца, который понял, что он ничего не понял в современном искусстве» включает в себя несколько визуальных работ и строится на методе отрицания «художника как машины для производства искусства». В другом зале расположился Дацан Фёдора Хиросигэ, который поражает слиянием разных, на первый взгляд, культур — русской и буддийской. На распиленных стволах берёзы, посыпанных солью, изображены персонажи популярных аниме и лик Будды.

Если в первом зале расположились по большей части идейные произведения, то в следующем превалировали инсталляции, носящие исследовательский характер или же созданные посредством модных медиатехнологий. Художники Елена Губанова и Иван Говорков переосмыслили знаменитую фреску Микеланджело «Сотворение Адама» и предложили зрителям задуматься, кто же на самом деле Творец? В мире, где роботы всё больше и больше осваивают творчество, это весьма актуально. На видео две механические руки совершают различные движения пальцами, в том числе повторяя положение рук Адама и Бога.

Говоря об элементах творчества, к которому постепенно приспособляются компьютеры, стоит обратить внимание на работу Егора Крафта. Художник разработал сложный алгоритм, благодаря которому искусственный интеллект может достраивать утраченные фрагменты античных скульптур с помощью 3D печати. Инсталляция включает в себя модель головы с восстановленным лицом и видео, на котором компьютер предлагает несколько вариантов достраивания одной и той же скульптуры, что демонстрирует творческие способности машины.

Василий Сумин занимался исследованием истории небольшого городка учёных и придумал проект «Станция YE5». Художник создал «мир» Специальной Астрофизической Обсерватории буквально заново, с помощью документов и рассказов. В одной из частей проекта автор предлагает свою модель отношений учёных с окружающими их артефактами.

премииВ кафе центра расположилась небольшая библиотека. Там представлены работы, претендующие на статус лучшего текста о современном искусстве. Заявлены две книги о театре: «Нас всех тошнит» Виктора Вилисова, внимание к которой в театральных кругах приковано уже не первый месяц, а также очерки истории российской драматургии 1950–2010 годов, книга «Драма памяти» Павла Руднева. Авторы книги «Эпизоды модернизма» Глеб Напреенко и Александра Новожёнова анализируют историю модернизма с помощью кейсов, а Марина Бирюкова составила подобный обзор событий эпохи постмодернизма и выпустила книгу «Философия кураторства».

В последнем зале на экранах показали несколько исследовательских работ. На соискание премии заявлено много проектов, посвящённых изучению языковых проблем. Посетители могут ознакомиться с экспериментом Михаила Железникова, который прожил некоторое время в Китае, общаясь с местными с помощью Google-переводчика. Работа показывает, насколько сложным может оказаться «короткое путешествие вдоль языкового барьера».

Автор проекта «Кочевая поэзия» Анна Толкачёва придумала интерактивную инсталляцию, посвящённую проблеме вымирания языков народностей Таймыра и других этнических меньшинств. По замыслу проекта зритель имеет возможность нажать на любой объект визуальной панорамы и узнать, как то или иное слово зазвучит, например, на языке эвенков или долганов.

Выставка будет работать по 16 мая.

СуминВасилий Сумин, автор проекта «Станция YE5»:

«В работе я занимался реконтекстуализацией исторического прошлого городка в Карачаево-Черкессии. Но делал я это не по своему желанию: администрация СОА РАН потеряла архив, и жители остались без своего прошлого. И я придумал прошлое, где у Земли есть разум, где огромный азимутальный телескоп, чья ось проходит через центр Земли, является частью ландшафта.

Эта работа обернулась критическим посланием для людей, которые не занимаются сохранением истории. А для зрителей — размышлением над тем, что же там крутится вокруг телескопа».

Текст и фото: Дарья Герцева

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "В Центре Курёхина прошло знакомство с номинантами премии"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.