Стоя перед дверью в обычном дворе Петроградского района, начинаешь сомневаться, что пришёл именно в театр. Но табличка у этой самой двери уверяет: ты стоишь у входа в театр «Особняк».
Очень уж хочется осмотреть «Особняк» изнутри, а дверь, кажущаяся мне уже чуть ли не волшебной, открываться пока и не собирается.
Спустя несколько минут любопытство возросло в разы, ведь дверь открылась, и собравшиеся зрители медленно стали проходить внутрь. Войдя и оглядевшись, я сильно удивилась. Маленькое помещение, кирпичная кладка, импровизированный гардероб и ужасно интригующая, но такая приятная атмосфера.
Из этого маленького помещения попадаю в помещение чуть больше — зрительный зал. Всё такая же кирпичная кладка, тёмная ниша в стене, в которой замечаю трон; кирпичные своды, что не были высокими, но и не давили, маленькая лампочка, свисающая с потолка, приглушённый тёплый свет и самое главное — музыка… Она тихая и совсем не навязчивая, под неё я сразу представляю оживлённую улочку какого-нибудь эстонского города XVI века. Или поля Ирландии. Всё вместе образует уютную атмосферу, и я могу с точностью сказать, что это самый уютный театр, в котором я была. Он совсем не похож на театр, что так привычен нам. Скорее, кажется, будто оказался на чердаке у друзей, и хочется сидеть там и размышлять о чём-то своём вечно. Мне кажется, что если я буду долго тут сидеть, то смогу понять очень многое, и мне уже хочется остаться тут, вечно наслаждаясь этой музыкой…
Стоит рассказать и о спектакле. Это скомбинированные в одну постановку пьесы Шекспира. Стыдно признаться, но из Шекспира мне хорошо знакома только «Ромео и Джульетта», а также примерно представляю, о чём идёт речь в «Гамлете» и «Юлии Цезаре». Всё остальное для меня — почти загадка. Не могу и представить, как смогу понять всё, что происходит на сцене, но может, и не так важно понимать сюжет? Ведь главное — атмосфера, слова, игра, а всё это мне видеть, чувствовать и понимать ничего не мешает.
Свет медленно гаснет. Музыка затихает. Горит только один софит, в свете которого появляется крупный мужчина, одетый просто. Но, глядя на него, сразу понимаешь, что это — персонаж именно Шекспира. Лица его почти не видно, софит светит ему в спину. Он произносит такое знакомое «Быть или не быть?..» и продолжает монолог, а меня поражает то, как он это делает. Совсем не так, как мы привыкли это видеть в театрах. Он не громко восклицает, а будто разговаривает сам с собой, будто нет немногочисленных зрителей, и это куда лучше.
Следом появляются ещё пятеро актёров, которые представляли собой героев разных пьес. Вот один восхваляет красоту Джульетты, а следующий рассказывает о ненависти к мавру.
Спектакль поистине поразителен неожиданными переплетениями сюжетов, когда ты изо всех сил пытаешься угадать, что же сейчас происходит, ведь так интересно.
Удивительно то, что всё действие происходило в полнейшей тишине. Можно было слышать дыхание актёров, и это создавало особое чувство сопричастности этому замечательному спектаклю. У актёров горят глаза, и всё трепещет на одном из многочисленных эмоциональных диалогов, когда ярость сменяет спокойствие, а боль — радость…
«Особняк» стал для меня театром контрастов, помог прочувствовать эмоции и насладиться такой удивительной и прекрасной игрой. Место, которое невозможно забыть, где хочется провести больше времени, осмыслить, перечитать всего Шекспира, наслаждаться той ненавязчивой музыкой… Да, я мечтаю вернуться туда, я уверена, что другие спектакли нисколько не хуже. А лучше увидеть второй раз эту постановку, но тогда, когда я уже точно буду знать все эти пьесы.
До встречи, Гамлет Ричард Лир!
Текст: Алиса Витковская
Фото: Юлия Капп
Прокомментируйте первым "«Гамлет Ричард Лир» в «Особняке»"