В Учебном театре Санкт-Петербургского института культуры в рамках проекта «Театрология: второе столетие» прошла встреча, посвящённая парадоксу театральной критики.
В качестве феномена выступил популярный блогер Виктор Вилисов, пишущий рецензии на театральные спектакли.
Как только в зале потух свет, присутствующие увидели на экране сообщение «уважаемые коллеги, лектор скоро появится». Но спустя некоторое время стало понятно, что ждать лектора особого смысла нет.
Витя Вилисов за вечер не проронил ни слова, но при этом был услышан. Блогер говорил с аудиторией с помощью видео, транслирующего текст. В качестве художественного жеста Виктор предпочёл сесть в зрительном зале и, как все, молча читать с экрана, тем самым продемонстрировав отказ от власти говорящего над публикой. По мнению «нелектора», перформативная лекция носила характер институциональной критики, поскольку предполагает разлом принятого формата, отказ от традиций.
Первый проблемный тезис звучал так: «Мы живём во времена кризиса репрезентации/представления». Театральная критика зиждется на власти: критики ставят себя выше режиссёра, актёров, зрителя и самого спектакля. «Нас мало, но мы важные», — такую параллель из текстов Марины Давыдовой провёл блогер. Следует изменить структуру коммуникации, заменив трансляцию знания сверху вниз на горизонтальное распространение информации среди тех, кому она интересна.
Затронув тему профессионализма, блогер снова отошёл от собственного формата: его мнение по этому поводу прочитал вслух случайный человек из зала. «Нет никакого профессионализма, есть только интеллектуальная смелость, живое течение жизни и регулярно меняющиеся правила», — возникла красная надпись на белом фоне.
Затем зрителям показали фрагмент из передачи «Время суток» телеканала «Санкт-Петербург», когда во время прямого эфира из Манежа корреспондентку этого канала ударил постановщик церемонии открытия выставки «Хранить вечно» и главный режиссёр БДТ Андрей Могучий. Из того, что агрессивное поведение руководителя одного из крупнейших театров страны было проигнорировано в профессиональных кругах, Виктор сделал два вывода. Во-первых, внутри сообщества критиков нарушена коммуникация, из-за чего мы не можем говорить о серьёзных проблемах. Во-вторых, критика не переходит в разряд институциональной, отсюда и все беды.
В какой-то момент блогер всё-таки занял место спикера за столом и принялся чистить лук, подобно американскому режиссёру Роберту Уилсону. Действо сопровождалось видеорядом с изображением плачущих людей, а также проявлением персональной скорби Вилисова по русскому театру.
В качестве последнего аккорда позвучала мысль, что современный театр ещё не появился, а нам предстоит его придумать. И это хорошие новости.
В финале встречи прошло публичное обсуждение современной критики с театроведами и блогерами, пишущими о театре. Спикеры периодически просили Вилисова высказаться и ответить на появляющиеся вопросы, но молодой человек категорически отказывался.
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "Виктор Вилисов выступил, не выступая"