Арт-центр «Пушкинская, 10» отметил двадцать девятый день рождения в субботу, 30 июня. На территории центра нонконформистского искусства прошёл традиционный «Праздник дома».
До начала официальной части гостей фестиваля встречала задорная музыка в исполнении Ленинградского диксиленда. Джаз заряжал любителей неофициального искусства хорошим настроением, несмотря на прохладную погоду и тучи. После получасового музыкального сета на сцену поднялись вице-президенты юридического лица арт-центра — Товарищества «Свободная культура» Сергей Ковальский, Юлий Рыбаков, первый заместитель председателя Комитета по культуре Александр Воронко, директор Музея нонконформистского искусства Анастасия Пацей. Они отметили, что арт-центр в этом году отмечает серьёзную дату, потому приятно, что многие ценители независимого искусства пришли поддержать праздник.
Официальная часть завершилась награждением. В этом году премия называлась «Человек «Параллелошара»-2018. Что такое «Параллелошар»? Это некое пространство, параллельное иным. «”Пушкинская, 10” — это автономное пространство, параллельное пространству государства. Мы тут живём сами по себе, по своим законам. Единственное, что нас объединяет с государством — это электричество», — пошутил Ковальский. Премию получил Слава Леон — ленинградский поэт, создатель «рецептуализма».
Инженерный театр АХЕ показал перформанс «Лестница существ». Посреди узкого двора «Пушкинской, 10» расположилась деревянная конструкция в виде двойной стремянки длиной около десяти метров. Три актёра с факелами в руках спустились по пожарной лестнице сначала на деревянный арт-объект, а потом на землю, собрав с деревяшек не одну занозу. Павел Семченко вместе с Максимом Исаевым и Николаем Хамовым чего только не делали с этими досками: они их и связывали между собой, и ползали по ним вверх и вниз, и «втыкали» их в себя. Зрители предпочли расположиться строго по периметру тесного дворика, подальше от факелов и «лестницы существ», поскольку пролетающие над головой доски заставляли поволноваться.
Скоро в руках актёров оказались шуруповёрты. С их помощью из нескольких досок получилась пятиконечная звезда, которую с помощью верёвок торжественно подняли наверх. Музыка затихла, но спектакль требовал кульминации, которая никак не могла начаться. Чуть позже актёры, сидя на козырьке здания, объяснили, что сейчас на зрителей «должна падать некая субстанция», но для этого нужно напряжение, которого не хватало. Публика поддержала артистов бурными аплодисментами.
Буквально через мгновенье взорвались хлопушки с конфетти, а чуть позже, наконец, сработал пеногенератор, и «Праздник дома» превратился в пенную вечеринку. Восторг публики быстро сменился негодованием музыкантов, чьи инструменты остались на сцене, которую уже было не видно из-под мокрой белой массы.
В 17 часов в Большом зале Музея нонконформистского искусства открылась выставка «90-е: Старая Пушкинская», посвящённая истории центра андеграундной культуры в последнее десятилетие XX века. Представленные полотна были созданы в стенах мастерских, занимавших тогда легендарное здание целиком. Эти произведения родились до появления Музея, их дарили кураторам, друзьям или сдавали в фонд «Свободное Искусство». Именно в 90-е годы коммуна художников-нонконформистов окрепла, надежды и новые проекты стали воплощаться в реальность.
В то время, как в галереях арт-центра царила праздничная суета, художник Иван Оласюк непринуждённо наводил порядок в своей мастерской. Протирая полы, он поделился с корреспондентами ОПЦ воспоминаниями о первом дне на Пушкинской, 10.
«…Отсюда уехали жильцы, а кота оставили. Он ко мне зашёл, я его впустил. Он у меня переночевал, а у меня палитра была с краской… Я просыпаюсь — кот лежит у меня на лбу. Проснулся, пошёл мыться. Смотрю — весь в зелёной «кэцэ» [краска цинконаполненная], очень ядовитой… Кот залез в палитру, потом измазал меня в этой краске. Я спал и не чувствовал даже…»
По словам художника, кота он выпустил на лестницу и больше никогда не видел.
Вечером резиденты арт-центра отправились на традиционную прогулку по рекам и каналам Петербурга на речных трамваях.
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "«Пушкинская, 10» готова разменять третий десяток"