В ТЮЗе им. А.А. Брянцева в понедельник, 30 октября, лучшие актёры, режиссёры и театральные художники Петербурга получали статуэтку — символ премии «Золотой софит».
На сцене от пола до потолка выросли столбы картонных посылочных ящиков. Три человека в синей униформе вынесли на сцену большую коробку из гофрокартона, из которой появился ведущий — заслужённый артист России Валерий Кухарешин. Он поприветствовал гостей и дал понять, что зрители находятся на почтовом складе-маскараде, на котором где-то затерялись конверты с фамилиями победителей.
Открыли церемонию вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов и председатель номинационного совета премии Народный артист России Сергей Паршин.
Первый букет из пяти белых роз и статуэтку получил профессор РГИСИ Валерий Галендеев за уникальный вклад в воспитание новых театральных поколений для российского театра. Лауреат вышел на сцену и начал жечь, доводя публику острыми фразами до гомерического хохота. «Эта премия имеет особое значение, такое, мемориальное. Я бы её назвал её премией памяти театральной педагогики. Которая, безусловно, была», — выдержав небольшую паузу, добавил Валерий Николаевич. По словам профессора, с течением времени педагогика куда-то пропадает. «Какой я театральный педагог, скажите, пожалуйста, если я должен сходить в какое-то там учреждение и принести оттуда справку о том, что у меня нет судимости? При том, что я 45 лет работаю в Институте сценических искусств… Это идёт, как говорится, «свыше», или как я называю — «снизу», — колко отметил профессор. Стоявший рядом Серов старался сохранять невозмутимый вид.
Премию за «творческое долголетие и верность театру» получил актёр театра-фестиваля «Балтийский дом» Народный артист России Вадим Яковлев. По словам Вадима Васильевича, всё справедливо и он действительно заслужил эту статуэтку.
Юрий Александров получил премию за «Лучший спектакль в оперном жанре» благодаря гётевскому «Фаусту». Вместе с ним номинировался спектакль «Не только любовь» Александра Кузина, в постановке которого Юрий Исаакович также принимал участие.
Актёр Театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев взял статуэтку в номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» за роль наследника в балете «Русский Гамлет». Вместо него на сцене появилась женщина, которая поблагодарила всех и начала зачем-то рассказывать «маленький эпизодик из своей жизни», связанный с детским садом, куда ходил её ребёнок. Как оказалось, это была мать актёра, вышедшая на сцену, чтобы забрать премию, поскольку Олег Габышев уехал на гастроли.
После музыкальных театров ведущий перешёл к награждению театров кукол. Здесь отличились артисты из «Karlsson Haus`а». Победители стояли на одной сцене вместе с трёхметровой куклой Петра I, представленной театром «Кукольный формат».
Награду за лучший спектакль среди негосударственных театров получил Алексей Янковский за постановку «Машина едет к морю». В этой же номинации был выставлен ещё один спектакль театра «Особняк» — «Школа жуков» Александра Савчука. Перед объявлением победителя Алексей Витальевич, видимо, сильно нервничал, обмахиваясь буклетом. «Немножко стыдно, потому что такие мероприятия — всегда немного ярмарка тщеславия… Единственное, что меня спасает — это мой профессионализм, потому что я говорю, что «не верю», — заявил режиссёр со сцены. Также Алексей Витальевич был номинирован в «Лучшей работе режиссёра», однако победу одержала Яна Тумина за постановку «Трюк».
Актриса из «Особняка» Алиса Олейник получила статуэтку за «Лучшую женскую роль» в уже упомянутом спектакле «Машина едет к морю». Причём, как ни странно, за исполнение роли мужчины с аутизмом.
На сцене появилась крохотная фигурка в красном платье с длинными кучерявыми волосами. Актрисе вручили большой картонный ящик, в котором она бы поместилась целиком. «Это что, негосударственным театрам?» — спросила Алиса. «Ты с ума сошла?» — парировал ведущий шёпотом, но усиленные через микрофон слова услышали все в зале.
Со сцены Алиса Олейник поблагодарила написавшего «Машину» драматурга Алекса фон Бьёрклунда, а через несколько минут, уже играя Дездемону в пантомиме, предварявшей блок драматических театров, внезапно сказала: «Забыла ещё режиссёра поблагодарить».
Статуэтку за лучшую мужскую роль взял ещё один представитель «Особняка» Николай Яковлев за роли в спектакле Юлии Паниной «Чайка над Вишнёвым садом».
Специальный приз достался актёрскому ансамблю спектакля Алексея Янковского «Стеклянный зверинец».
В числе номинантов на «Лучшую женскую роль» среди драматических театров была Ольга Белинская, исполнившая роль Агнессы в «Чуке и Геке» режиссёра-документалиста Михаила Патласова. Но приз взяла актриса Ирина Савицкая из «Балтийского дома» за роль Анны Карениной.
На премию за «Лучшую работу художника» номинировались ещё одни партнёры Михаила Григорьевича по спектаклю «Чук и Гек» Александр Мохов и Мария Лукка.
Больше всего наград среди драматических театров получил Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова.
Андрей Могучий получил статуэтку за постановку «Грозы» А.Н. Островского как за «Лучшую работу режиссёра», так и за «Лучший спектакль на большой сцене».
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "Пока не сыграли в ящик"