Открыв неделю назад седьмой сезон и вернувшись на родную «Площадку 51», «Этюд-театр» уверенно развил успех показом своего бесспорного хита — «Четырнадцать плюс».
Впервые увидев постановку этой «простой, даже примитивной пьесы», как охарактеризовал её соавтор и со-режиссёр Владимир Антипов, год назад, хотелось написать что-нибудь убийственно серьёзное про социальные лифты, апатию городских окраин и отсутствие будущего. Хорошо, что год назад до такого текста не дошли руки. Нет, будущее так и не появилось, апатия никуда не исчезла, социальные лифты по-прежнему ржавеют и не двигаются с места. Только убийственную серьёзность теперь оставлю в стороне.
Если оторвать и выбросить шутки ниже пояса, в сухом остатке получим робких, наивных, нелепых, но очень милых мальчиков, которые набивают собственные шишки, создают проблемы из ничего и стараются выживать на своём Юго-Западе.
Лёша, герой Алексея Забегина, второго соавтора и со-режиссёра, выражается порой слишком мудро и интеллигентно для 14-летнего паренька из «городских джунглей». Но говорит здравые вещи, способные составить приговор сегодняшнему положению дел. Он описывает своему другу Илье рисуночный тест, который проходил по заданию пришедшего в школу психолога — «ничтожества». Настоящее нужно было изобразить в виде дома. Лёша пытался нарисовать небоскрёб, но чётко расчерченные окна больше напоминали тюремную решётку. «Стрёмное у нас настоящее», — резюмирует подросток и обречённо идёт подвергаться унижению от взрослого хулигана, грозы микрорайона, известного под кличкой Вольтрон.
Обречённость и беспомощность сквозит в каждой сцене спектакля. Блестяще подобранные песни в исполнении ВИА «Голуби» (Владимир Антипов и Александр Бянкин в ростовых костюмах голубей) лишь усиливают это чувство. Достаточно одной строчки из песни, чтобы понять, как наша система образования продолжает плодить депрессивных мизантропов: «А завтра с утра в школе будут котлеты…» Как писали в начале 90-х годов прошлого века авторы панк-самиздата «Лисичкин хлеб», «Дело не в еде — дело в ощущении…»
Бегает по кругу игрушечный трамвайчик — один из атрибутов Юго-Запада. Словно Колесо Сансары, он не остановится никогда. Добиться здесь успеха, стать счастливым — невозможно. Можно лишь притвориться.
Бьётся в экстазе уехавшая в Турцию одноклассница Лёши и Ильи Марина Маркова, изо всех сил пытаясь показать, как она веселится и как ей хорошо на море. Но чем сильнее она старается, записывая «видосы» на фоне пляжа и публикуя их на зависть подросткам, тем явственнее кажется, что весёлость эта напускная. И, на самом деле, девочка пытается замаскировать ещё более серьёзные проблемы, чем те, что разворачиваются на сцене.
Однажды одна из моих учениц попросила меня сфотографировать её со своим бойфрендом. «Сделайте фотографии, где мы выглядим счастливыми», — написала она и не поняла, почему заворочался в могиле Зигмунд Фрейд.
«Вы никогда не уедете из этого города», — говорит герою Леонида Филатова странный мальчик в фильме Карена Шахназарова «Город Зеро». Вы обречены. С отбитой инициативой и отсутствием будущего вы вырастете овощем и станете персонажем ещё одной пьесы «Этюд-театра» — «Мне моё солнышко больше не светит». Её можно будет увидеть 23 сентября, не пропустите!
Ну а нам, простым обитателям этого невыносимого и невыносимо прекрасного города, которые выглядят как незнамо кто и которых родители не отправят учиться за границу, остаётся бесконечно повторять грустную мантру. В финале спектакля все артисты поют её чуть ли не хором:
«Не-ту-де-нег-ма-ло-счас-тья,
С кем встречаться?
НИ С КЕМ!!!»
Текст и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Стрёмное у нас настоящее"