В воскресенье, 10 марта, на «Площадке 51» в очередной раз прошёл показ спектакля «Мне моё солнышко больше не светит».
Спектакль представляет собой историю самых обычных людей в самой обычной квартире юго-западного района Петербурга. Два друга — Андрей и Вадик — каждый день «угорают по полной» и весело проводят время перед теликом. Их жизнь не выходит за пределы родных бетонных стен, а точнее — за пределы их зоны комфорта. Андрей и Вадик ведут образ жизни «комнатных растений», не вылезая из своих горшков-кресел. Всё происходящее с ними происходит как-то случайно: к ним в квартиру приходят разные люди, однако это не зависит от друзей. Они беззаботно плывут по реке жизни и не думают о том, куда их отнесёт течение на этот раз.
Сцена незримо разделена на три площадки. В левой стороне зала стоят два старых советских кресла и полусухая пальма — это часть квартиры, в которой происходит основное действие спектакля. Справа уютно умещаются музыканты и потрёпанный магнитофон, из которого периодически звучит что-то приятное и классическое. Третий план, расположенный дальше всего от зрителя, состоит из стойки с микрофоном и скамейки, играющей роль «временных кулис» для актёров во время спектакля. Также он является некой «площадкой для ведущего», откуда Александр Лушин в образе интеллигентного джентльмена управляет сюжетом постановки.
Спектакль тоже как будто разделён на несколько планов. Первый план — квартира Андрея, где разворачивается основной сюжет. Второй план — уютный «музыкальный уголок». Третий — периодическое «погружение» в воспоминания и размышления Андрея о разных бытовых ситуациях. А четвёртый план — перебивки джентльмена-ведущего, вносящего комментарии по поводу происходящего. Переходы между планами делают спектакль действительно интересным и оживлённым, давая зрителю возможность переключать внимание с объекта на объект.
Главные герои являются собирательным образом бесчисленного количества таких же «хикканов». Их жизнь скучна и однообразна даже несмотря на то, что друзья живут в культурной столице страны. У них толком ничего не происходит, а если и происходит — то это не их заслуга. А когда жизнь однообразна, интересными становятся вещи, которые обычно остаются без внимания. Например, Андрея всерьёз волнует вопрос, куда же деваются его тапки, когда он просыпается ночью. Казалось бы, такое случается со всеми. Однако для большинства это является секундной проблемой, о которой сразу же забываешь в потоке планов, срочных дел, обязательств и идей. А когда голова не занята всем вышеперечисленным, мелкие события становятся поводом для разговора.
Раскрыть характер главных героев помогают внезапно приходящие персонажи. Они, как в романе И.А. Гончарова «Обломов», тревожат Андрея и Вадика, вторгаясь в квартиру. Реакция друзей больше пассивная, чем активная: они наблюдают за происходящим, не принимая в нём участия и даже не вставая с кресел. Зритель понимает, что Андрея и Вадика в мире ничего не волнует, кроме безнадежных попыток подцепить «тёлок» в клубе или выпить пива за компом.
Некоторые актёры, не задействованные в какой-то момент, всё равно остаются на сцене — в её глубине, около микрофонной стойки. Тогда они становятся зрителями и вместе с музыкантами наблюдают за развитием сюжета. Создаётся ощущение, что это маленький уютный самодеятельный спектакль, сделанный друзьями друг для друга. И зрители тоже становятся его участниками. И это хорошо.
Пожалуй, один из самых чарующих героев постановки — ангел с белыми крыльями. Кажется, этот образ создан для Веры Параничевой, ведь в её исполнении ангел приобретает особенные черты, которые хочется рассматривать снова и снова. Остроумный, по-настоящему интересный и живой ангел является «вишенкой на торте», притягивающей взгляд.
Особое внимание стоит уделить прекрасной солистке группы «Трипинадва» Анне Литоминой, чей голос сопровождает зрителей в течение всего спектакля. В этот раз она была не одна — ей аккомпанировал Алишер Умаров. Уютный уголок на сцене создаёт ощущение дружеских посиделок на кухне: тёплый свет, песни под гитару, в которых каждый находит себя… Такие строчки как: «Я обычный нормальный человек, но про это не поют» и «Ты мог бы быть отличным парнем, но…» заставляют зрителей задуматься об обычной правде жизни — все мы знаем, что она такая, как в этих песнях.
Нельзя не упомянуть ещё одного персонажа спектакля. Как призрак прошлого, Олег Газманов приходит во снах к Андрею. Не зря в конце спектакля звучит его песня «Эскадрон», вышедшая в 1990 году. Глоток воздуха после многих лет цензурного гнёта обозначил закат старой эпохи и приход нового времени — свободного и независимого. Тогда и родились эти строки:
«Эскадрон моих мыслей шальных:
Ни решёток ему, ни преград.
Удержать не могу я лихих скакунов,
Пусть летят, пусть летят»
Однако не все встретили новое время, кто-то душой навсегда остался в старом. Спектакль именно о таких потерянных людях — о тех, кому солнышко больше не светит. А новое солнышко они найти не смогли.
Текст: Елизавета Ветрюк
Фото: Евгений Веснин (2017 г.)
Прокомментируйте первым "Жизнь комнатных растений"