«Хоть что-то для народа» или Милые раздолбаи с Юго-Запада

Шестого и седьмого августа в рамках офф-программы фестиваля «Точка доступа» прошла театрализованная Экскурсия «Четырнадцать плюс».

Четырнадцать плюсПроходя через подростковый возраст, каждый человек — юноша или девушка — почти наверняка сталкивается с противоречиями, которые вызывают внутренний, а возможно — и внешний конфликт. Одним из таких очевидных противоречий является желание казаться взрослым, восприниматься окружающими абсолютно всерьёз, при этом скинуть с себя любую ответственность, как можно меньше нагружать себя заботами и как можно больше развлекаться. Рано или поздно социальное окружение, складывающиеся обстоятельства, сама жизнь заставят сделать выбор и сформировать на долгое время либо взрослую, либо детскую модель поведения. Выбранная модель повлияет в дальнейшем на многие сферы, а годы относительной беззаботности будут вспоминаться потом как одни из самых счастливых.

Если бы Экскурсию «Четырнадцать плюс», как и Маршрут «Старухи», готовил великолепный Константин Учитель, её участники наверняка получили бы перед началом эффектный раздаточный материал: буклет с подробным описанием происходящего, благодарностью партнёрам и контактными данными, сувениры и реквизит. Экскурсия прошла бы увлекательно, при этом по-европейски респектабельно, а все её театрализованные элементы были бы отточены до совершенства.

Четырнадцать плюсНо нет! Оригинальная пьеса «Четырнадцать плюс» написана двумя выпускниками РГИСИ (переименованной Театральной академии на Моховой) Владимиром Антиповым и Алексеем Забегиным о пятерых подростках в возрасте четырнадцати лет или чуть старше, одноклассниках из питерского спального района — Юго-Запада. Мальчики обсуждают девочек и пытаются впервые построить с ними отношения — как умеют. А ещё они курят за гаражами, прогуливают уроки, играют в Playstation, покупают пиво и даже знают, где можно в их возрасте купить водку. Какая уж тут респектабельность…

«Экскурсия — это экспромт, — рассказывает соавтор пьесы, сорежиссёр спектакля по ней и экскурсовод Владимир Антипов. — Она проходит по местам действия сразу двух пьес: «Четырнадцать плюс» и «Мне моё солнышко больше не светит». В «Солнышке» уже есть прямое упоминание проспекта Кузнецова. В «Четырнадцать плюс» нет упоминания о Юго-Западе, но действие происходит именно здесь».

Пьеса поставлена в саратовском ТЮЗе и в петербургском «Этюд-театре». Собственно, артисты последнего и создали экскурсию.

«Когда у нашего театра открывалась площадка, мы собирали деньги при помощи краудфандинга, — продолжает Антипов. — Тогда родилась идея: те, кто купят «акции», смогут пойти на экскурсию по местам действия пьесы «Четырнадцать плюс». Мне эта идея очень понравилась — почему бы не провести экскурсию на Юго-Западе? Тем более, появился Маршрут «Старухи»…»

Четырнадцать плюс«Вы отведаете знаменитую «автовскую» шаверму, пообщаетесь с местными алкашами в ближайшей рюмочной, прокатитесь на легендарном 36 трамвае в самое сердце Юго-Запада, будете убегать от полиции с открытой банкой пива руках, вместе с героями пьесы Лешей и Ильей закупитесь шмотками в местном торговом центре, заслушаетесь дворовым роком в исполнении ВИА «Голуби». Закончится путешествие пикником на берегу Финского Залива вместе с Анькой, Маринкой и другими героями спектакля», — читаем описание экскурсии на сайте фестиваля «Точка доступа».

Четырнадцать плюсОт выхода из станции метро «Автово» экскурсантов забирает Владимир Антипов и начинает рассказ, во время которого от души «косячит»: путает Александра I с Николаем I, затрудняется назвать год трагической гибели Александра Башлачёва, обзывает опрос потерпевших следственным экспериментом. Зато рассказывает дивную историю про декоративную фигуру Красной Шапочки, установленную муниципалами в одном из дворов: местные жители иногда подрисовывают ей маркером густую чёрную бороду на половину лица, отчего та приобретает портретное сходство с Михаилом Галустяном.

А вот и первое разочарование: рюмочная в этот день закрыта, а значит — обещанных в аннотации алкашей не будет.

Четырнадцать плюсВ конце трамвайного моста через Красненькую речку экскурсию встречает Бэтмен — персонаж пьесы «Четырнадцать плюс». Он демонстрирует группе небольшой гранитный камушек, называет его криптонитом из комиксов про Бэтмена и Супермена, после чего торжественно выкидывает камень в реку и провозглашает, что теперь ничто не помешает ходу экскурсии. На этой эскападе активное участие персонажа заканчивается, хотя экскурсанты встретят его ещё дважды: с шавермой и с пивом.

Четырнадцать плюсНа лужайке за трамвайными рельсами уже установлен и подключён комплект звукоусиливающей аппаратуры, стоит синтезатор, рядом электрогитара. На траве чуть поодаль в ростовом костюме голубя на боку лежит миниатюрный и очень худой мужчина. Это Александр Бянкин, вокалист томской группы «Танцы с муравьями». Владимир Антипов меняет амплуа, превращаясь из экскурсовода в клавишника и вокалиста участвующего в пьесе «Четырнадцать плюс» вокально-инструментального ансамбля «Голуби». ВИА «Голуби», состоящее из двух человек, всегда выступает в ростовых костюмах голубей, но сейчас этот костюм только на Александре — Владимир играет и поёт в «цивильной» одежде. Исполнив две песни из спектакля, Владимир бросает фоно и ведёт экскурсию дальше.

Четырнадцать плюсВИА «Голуби» встретится на экскурсионном маршруте ещё два раза: на перекрёстке проспекта Кузнецова и улицы Рихарда Зорге и на финальном пикнике. При этом на перекрёстке происходит незапланированный диалог с местными жителями. Когда по сценарию экскурсии выступление музыкантов прерывается артистами, одетыми в форму сотрудников полиции, слушающая песни ВИА «Голуби» пожилая женщина заступается за музыкантов и просит дать возможность закончить концерт. «Хоть что-то для народа!» — аргументирует она своё желание. Как тут не вспомнить недавнюю историю московского виолончелиста Семёна Лакшина, которого за игру на улице обвинили в административном правонарушении, арестовали виолончель и присудили штраф в сумме 10 тысяч рублей?

Не будем пересказывать всю экскурсию, чтобы не превращать репортаж в спойлер. Отметим только, что «знаменитую шаверму» экскурсанты покупали за свой счёт, стоя в длинной очереди и рискуя отстать от группы, пикник был скомкан из-за плохой погоды, артистки быстро покинули ветреный берег залива и не стали тусоваться со зрителями, а бегства от полиции с пивом и закупки шмотками вместе с героями пьесы не было вообще.

А может быть, все вышеприведённые замечания — это просто занудство, и нужно сказать «спасибо» ребятам за гармонию формы и содержания в показе милых раздолбаев из спального района? Хорошо, что такая экскурсия есть — без неё было бы гораздо скучнее жить.

Четырнадцать плюсВладимир Антипов, экскурсовод:

«Пьеса простая, даже примитивная. Она посвящена подростковым проблемам, которые в этом возрасте кажутся глобальными. Ты из-за них сильно переживаешь, а потом становишься взрослым и просто забываешь о них. Тебе взрослому кажется, что проблемы, которые были в 14 лет, — взросление, девочки, стрелки — полная ерунда».

Текст и фото: Евгений Веснин

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "«Хоть что-то для народа» или Милые раздолбаи с Юго-Запада"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.