Об итогах сезона и развитии системы хоккейного клуба «Динамо Санкт-Петербург» Охтинскому пресс-центру рассказывает генеральный директор клуба Сергей Михайлович Черкас.
— Сергей Михайлович, прокомментируйте, пожалуйста, итоги прошедшего сезона с точки зрения менеджмента клуба?
— Работа всей организации прошла на достойном уровне. У нас был первый опыт проведения матчей в Высшей хоккейной лиге. Требовалось наполнить трибуны, заинтересовать болельщиков, провести рекламные акции.
Мы подготовили видеоролики с нарезкой ярких игровых эпизодов нашей команды. Мы разместили рекламные щиты недалеко от Ледового дворца, чтобы люди, которые идут на хоккей, видели, что в городе есть ещё и команда «Динамо». Работа с болельщиками в перерывах матча, удачное музыкальное сопровождение, оформление медиакуба во время игры, да и вся обстановка в «Юбилейном» показала, что мы выбрали правильное направление. Вспомните, сколько приходило на матчи молодёжи, семей с детьми! «Юбилейный» жил.
Теперь надо двигаться дальше. Надо анализировать, что можно сделать ещё лучше в следующем сезоне. Работать придётся качественно, учитывая при этом размеры бюджета.
— Как будет развиваться маркетинговая деятельность в следующем сезоне?
— Мы играем в Высшей хоккейной лиге, это неплохой уровень. Мы должны донести до всех ленинградских болельщиков, что команда «Динамо» существует. Такой хоккейный клуб уже был в нашем городе, теперь он возродился. У болельщиков появился выбор — теперь можно болеть и за «Динамо».
— То есть, монополия — это не очень хорошо?
— Мне кажется, нет. Можно взять в качестве примера первенство Санкт-Петербурга. У нас долгое время была команда СКА, был «Ижорец», ещё кто-то — и всё! Из всех клубов собирали игроков в СКА. Посмотрите, что происходит сейчас: первенство города превратилось в серьёзное соревнование, в котором участвует много интересных клубов. Кроме того, в городе появились сразу три молодёжные команды — развивается конкуренция среди молодых игроков. А главное — всё это дало мощный стимул для притока детей и подростков в хоккей. Теперь у них есть мотивация, потому что у их детской хоккейной жизни есть продолжение. Они могут попасть в студенческую команду или в команду мастеров. Если ты классно играешь, тебя заметят, ты покажешь себя на просмотре. И у ребят, которые играют в МХЛ, тоже есть мотивация, чтобы развиваться дальше, потому что теперь в городе сразу две команды Высшей хоккейной лиги.
А теперь представьте: всё это мы убираем и оставляем только одну команду. Например, СКА-1946. Каким образом около десяти тысяч детей, которые сейчас занимаются хоккеем в пятимиллионном городе, смогут в единственную команду попасть? У них просто нет шансов.
Есть ещё одна сторона проблемы. При отборе в единственную команду ты никогда в жизни не сможешь точно сказать, какой ребёнок со временем будет играть очень хорошо, а какой — хуже. Все развиваются по-разному.
— В конце марта в одном из интервью Вы упомянули о планах открыть в Петербурге ещё одну детскую хоккейную школу «Динамо», потому что не хватает мест всем желающим. Раскройте, пожалуйста, значение этих планов. Нет ли идеи обучать девочек хоккею?
— Есть идея обучать девочек, но это непросто вот в каком смысле. Родители охотно поддерживают идею отдать девочку в фигурное катание. Но как только родители слышат, что девочка будет заниматься хоккеем, они вздрагивают. В их понимании хоккей — мужская игра, жёсткая и травмоопасная. Хотя я сомневаюсь, что в фигурном катании меньше травм, чем в хоккее. Тем более, женский хоккей — чистый, не силовой. Но родители пока не спешат отдавать девочек в хоккейные секции, поэтому женских команд очень мало. Мы в своей школе всегда говорим тренерам: «Если есть возможность, привлекайте ещё и девочек!»
Когда я в 2002 году работал в Америке, то увидел, какое количество детей занимается хоккеем там. Все они разбиты на разные уровни, но каждый имеет перспективу. Для того, чтобы выбрать самых хороших хоккеистов, их должно быть много. Но есть и те, кто играет похуже. Как можно в 8–10 лет определить, кто будет играть в СКА, кто в ЦСКА, а кто — в «Вашингтон Кэпиталс»? Думаю, что ни один тренер такое не скажет. А если скажет, значит, он обманывает.
Часто бывает, что мальчик не очень ярко проявляет себя в 8 лет, но неплохо выглядит в 12. Поэтому нужно открывать как можно больше школ и давать возможность заниматься хоккеем. Мы хотим это сделать.
— Планируете ли Вы маркетинговую деятельность клуба распространить и на женскую команду?
— Планируем, но делать это непросто. Девушки играют в утреннее время, когда их потенциальные болельщики на работе или на учёбе. Почему нельзя играть вечером? Ответ простой. Играть можно, только нет льда. Женская команда располагается на Васильевском острове, на Малом, 66. Комитет по физкультуре и спорту дал нам возможность там заниматься. Но привлекать туда болельщиков сложно.
— Можно ли говорить об окончательном выстраивании системы «Динамо»?
— Определённая стройность уже есть. Связка ВХЛ — МХЛ — ЖХЛ и СДЮШОР — это достаточно серьёзная структура. Необходимо продолжать работу по решению некоторых административных вопросов. Но уже сейчас можно поставить «четвёрку».
— Какие позиции Вам хотелось бы усилить?
— У команды ВХЛ должна быть скаутская группа. В советское время существовало понятие «тренер-селекционер». Вот и нам сейчас нужна группа людей, которая бы отсматривала игроков, чтобы понимать рынок, понимать, кто свободен, а кто нет, какие игроки нам нужны. Тогда приходящие в команду новые игроки будут соответствовать её духу и задачам, схеме игры, пожеланиям главного тренера.
В команде Молодёжной хоккейной лиги проще, потому что там в основном играют воспитанники нашей школы. Мы будем придерживаться этого принципа, стараться укреплять нашу молодёжную команду за счёт воспитанников СДЮШОР. Конечно же, это вовсе не означает, что мы больше никого туда брать не будем. К сожалению, в школе успехов добиваются представители не всех возрастов. Есть воспитанники определённого года рождения слабые, не соответствующие уровню команды МХЛ. Значит, и в школе нужно укреплять позиции, и игроков искать, чтобы обеспечить преемственность. Сейчас на просмотре находятся семь кандидатов 2000 года, два кандидата 2001 года рождения, но пройдёт год-два, и нужно будет смотреть уже других. Мы проводим такую работу и внутри города, но сталкиваемся с большой конкуренцией. Есть «СКА — Серебряные львы», есть СКА-1946, там тоже люди не спят.
— В течение сезона менялся статус спортивного комплекса «Юбилейный». Сейчас он окончательно стал базовой площадкой «Динамо»?
— Здесь располагаются две динамовские команды, но есть ещё и фигуристы. На трёх ледовых площадках есть возможности для всех. А команды системы СКА за это время полностью переехали в «Хоккейный город».
— Что принесёт команде ВХЛ новый договор с «Витязем»?
— В прошедшем сезоне у нас был договор с хоккейным клубом «Сочи», теперь мы сотрудничаем с «Витязем». В моём понимании мы неплохо поработали с нашими бывшими партнёрами, но были нюансы, которые не всегда нас устраивали. Мы надеемся, что сотрудничество с «Витязем» будет складываться более продуктивно, к нам будет приходить больше игроков.
Как возник этот договор? «Витязю» понравился наш игрок Паутов, они предлагали обмен. Мы начали разговаривать и в итоге договорились до того, что решили сотрудничать. Это сотрудничество уже приносит плоды. Уже сейчас из «Витязя» к нам пришли два защитника: Кудряшов и Кудимов. Это сильные квалифицированные защитники с опытом игры в КХЛ. Эти игроки хотели уйти в другие команды, но, как только узнали, что мы сотрудничаем, не ушли. Сейчас они уже у нас.
У хоккейного клуба «Сочи» нет своей молодёжной команды, есть только команда КХЛ. А у «Витязя» молодёжная команда есть. Это значит, возможен обмен молодыми игроками. Для нас открылось по-настоящему широкое поле деятельности.
Не стоит забывать и то, что клуб «Витязь» находится гораздо ближе «Сочи». Час на самолёте или несколько часов на поезде — и игрок уже у тебя. Конечно, реальные итоги можно будет подвести через год, но мне всё же кажется, что с «Витязем» будет немножко лучше.
— В каких контрольных матчах и предсезонных турнирах будут участвовать команды клуба? Кроме турнира в Германии, о котором Вы упомянули на пресс-конференции…
— Турнир в Германии сейчас под вопросом. А план подготовки в целом готов. Если не будет германского турнира, мы сыграем несколько товарищеских игр в Финляндии, примем участие в традиционном турнире в Балашихе и в петербургском турнире имени Шилова. Кроме того, пару контрольных матчей мы проведём на сборах в Белоруссии. Во время этой поездки мы дадим возможность «повариться» вместе игрокам команд МХЛ и ВХЛ, посмотрим на них.
— Что происходило осенью в команде «джинсовых»? В чём причина отстранения главного тренера Евгения Филинова?
— Евгений Филинов остался работать в клубе. В новом сезоне он войдёт в тренерский штаб команды ВХЛ и будет помогать Леониду Тамбиеву. Как к тренеру у нас к нему претензий нет. Дело в том, что он самостоятельно работал главным тренером первый год. Главный тренер — это человек, который не только ведёт учебно-тренировочный процесс, но он же обязан быть психологом, он же отвечает за планирование, он смотрит на шаг вперёд. Здесь у него элементарно не хватило опыта.
У нас было два пути. Несмотря на то, что команда уже покатилась вниз, жертвуя её результатом, дать возможность Филинову приобрести опыт. Это первый вариант. А второй — выровнять ситуацию и решить задачу, которая поставлена на сезон. При этом дать возможность Филинову поработать главным тренером в команде 2000 года. Мы посовещались и решили, что эту ситуацию нельзя пускать на самотёк.
Филинов очень хорошо отработал на предсезонной подготовке, начало чемпионата было хорошее, команда находилась в зоне плей-офф. Но затем я почувствовал, что команда перестала быть управляемой. Игроки 1997 и 1998 годов рождения перестали давать результат, который от них требуется. Возможно, Филинов не смог настроить их на рабочий лад. Видя, что игроки 1997 и 1998 годов рождения играют слабо, он стал их отодвигать и ставить вместо них игроков 1999 года. Команда старалась, но было видно, что мы теряем ребят, с которыми нужно хорошо и много работать. Так и произошло. После смены тренера многие стали играть в два раза сильнее: Назаревич, Васильев, Ельшанский, Дыняк. Они и ребята 1996 года рождения — Куракин, Завьялов, Нечаев, Новожилов — в итоге и дали результат.
Считаю, что тренеру не хватило опыта, а нам — терпения. Для того, чтобы всё наладить, ему необходимо «повариться» в должности помощника.
Одно дело — ты работаешь в школе с командой 2000 года рождения или даже 1999-го. У тебя впереди первенство Санкт-Петербурга. И совсем другое дело — регулярный чемпионат МХЛ. Тут важна каждая игра, проходных игр нет. Из шести игр — пять поражений, два из них — от команды, идущей на последнем месте. Конечно, необходимо было в эту ситуацию вмешиваться, иначе потом было бы поздно.
Команда вышла из сложной ситуации. Всё решила поездка на Дальний Восток — там прошли героические матчи с командами системы «Амура» и «Адмирала».
— Какие задачи будут ставиться перед командами на следующий сезон?
— Для молодёжной команды это, как минимум, попадание в плей-офф и прохождение первого раунда. Меньший результат будет считаться неуспехом команды. Такая же задача для команды ВХЛ. Мы не ставим заоблачных задач, но не можем опускаться ниже того, что имеем.
В команду ВХЛ сейчас приходят игроки, мы занимаемся селекционной работой. Рано или поздно сделаем скаутскую группу, потому что должны идти в ногу со временем.
Если у молодёжной команды в позапрошлом сезоне были бронзовые медали, то потом произошло резкое омоложение. Но прошёл год, ребята получили опыт игры в МХЛ, и можно требовать результат.
Интервью и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Сергей Черкас: «Системе питерского “Динамо” можно поставить “четвёрку”»"