В Музее нонконформистского искусства в субботу, 3 декабря, прошла конференция, посвящённая творческому наследию Василия Кандинского и 150-летию со дня рождения художника.
Конференция приурочена к выставке «Суперструны Кандинского», где представлены картины современных художников-абстракционистов. Теоретическая составляющая полно раскрыла смыслы, скрытые в полотнах.
Звуки барабана пригласили слушателей занять места в Большом зале МНИ. Были заявлены десять лекторов, каждый из которых проанализировал творчество художника с разных сторон. Первым выступил художник и музыкант Валентин Афанасьев. Он раскрыл с научной точки зрения взаимосвязь звука и света в живописных полотнах. Кандинский обращался к музыке Бетховена, который стремился соединить в своих произведениях цвета и звуки. Вдохновленный этой идеей, художник пытался изобразить в своих работах музыку.
Затем Сергей Ковальский, куратор выставки, рассказал о первой акварели художника и о развитии его творчества. «Создание произведения есть мироздание», — считал Василий Кандинский. Своими полотнами он обосновывал строение мира.
Первый этап его творчества соотносится с классической механикой Ньютона. Затем Кандинский написал 10 картин, посвящённых теории относительности Эйнштейна. Третий этап посвящён квантовой механике, последний же период синтезирует предыдущие: мастер обращается к теории суперструн, объединяющей теорию Эйнштейна и квантовую теорию.
Интересно также, что двадцатый век ознаменован абстрактностью не только в живописи, но и в музыке. Композиторы Стравинский и Скрябин в своих произведениях экспериментируют с новыми формами. Это вдохновляет художника, уверенного в том, что мир строится по законам космической эстетики. Абстракция мышления Кандинского выводит нас за пределы человеческого мироощущения, в картинах он строит «гиперпространства», в которые включены все 11 уровней нашей реальности, включая время (картина «Уровни»).
В финале творческого пути Кандинский достигает «безмолвия ума», которое свойственно шаманам; в полотнах он выражает сиюминутное состояние Вселенной.
Анастасия Пацей выступила с докладом «Василий Кандинский в Баухаузе». Художник пытался перевести мышление немецких студентов из фигуративного уровня на абстрактный, требовал от них аналитически подходить к творчеству.
В работах художника мы видим подтверждение основных теорий физики. В его полотнах наглядно представлены музыка, наука, космос. Кандинский посвятил своё творчество исследованию основного вопроса, который волновал и волнует умы человечества: «Откуда же взялось всё сущее и как оно устроено?» Он фиксировал законы мироздания, которые параллельно формулировали физики и эзотерики.
Анастасия Пацей, директор Музея нонкомформистского искусства:
«Конференция проходит в рамках выставки “Суперструны Василия Кандинского”. Специалистам она дарит возможность поделиться опытом, предложить собственные видения Кандинского как фигуры очень разносторонней. Для посетителей же это шанс не только ознакомиться с экспозицией выставки, но также расширить свои знания в этой области, обратиться к практикам последователей художника в современном искусстве».
Текст и фото: Анастасия Мишина
Прокомментируйте первым "На Пушкинской, 10 обсуждали творчество Василия Кандинского"