Ещё одна премьера на летнем фестивале искусств «Точка доступа» — моноспектакль «Гамлет. Гаджет», который сыграл в салоне сотовой связи актёр Александр Савчук.
Как только входная дверь была заперта, и взалкавшие прелестей мобильной связи прохожие в недоумении замерли на тротуаре, они могли через стекло наблюдать за тем, как из служебного помещения вышел юноша, который с ходу взял быка за рога.
Натянув на голову капюшон толстовки и повернувшись спиной к зрителям и лицом к витрине со смартфонами, он начал читать нервный дёрганый монолог, сопровождавшийся энергичными рублеными жестами. Сюжет монолога строился зигзагообразно: актёр то приближался к обстоятельствам и духу классического шекспировского текста, то отдалялся от него в неведомые дали. Александр вкратце коснулся международной обстановки, покритиковал современное искусство, будучи им плоть от плоти, попутно рассказал пару забавных историй из своей жизни. Когда он начал сравнивать поклонение гаджетам с новой постиндустриальной религией, а людей, склонившихся над экранами смартфонов — с молящимися, казалось, верная тема найдена… Но нет!
Темп говорения и градус эмоций порой приближались к максимуму, но ничем не разряжались. Катарсис не наступал, актёр словно сдерживал себя и зрителей от любого естественного, но опасного выплеска. В результате эмоциональное соитие с залом всякий раз оказывалось прерванным.
Гамлета можно играть по-разному. Нередко принц Датский предстаёт заторможенным и болезненным меланхоликом. Сорок лет назад энергичного Гамлета создал на сцене Таганки Владимир Высоцкий. Александр Савчук показал своего персонажа истеричным и, в то же время, скованным суммой условностей.
С точки зрения современного мира, Гамлет — неэффективный менеджер. Он теряет возлюбленную, не организует сопротивление фактическому захвату власти, не предпринимает активных усилий, чтобы отомстить за отца. Вот и наш Гамлет с Чкаловского проспекта так и не выбрал ни один гаджет, не взял в руки, не воспользовался им по назначению. Через сорок минут он внезапно ушёл в подсобку, а потом быстро выглянул и спросил: «Мало, да?»
Александр Савчук, основатель экспериментального театра “Lusores”:
«Я обещал, что спектакль будет больше. Трудно в таком темпе выдавать чистый поток сознания. У меня есть набор тем, которые я раскрываю. В следующий раз текст будет другой, я сам буду другим. Ты ведь каждый раз оказываешься как будто голым, выдёргиваешь из-под себя все подпорки.
По-моему, сегодня было верно. Не знаю, насколько удачно, но верно. По крайней мере, я был честен перед самим собой, а это главное».
Текст и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Современный Гамлет так и не купил гаджет"