В Петербурге стартует второй фестиваль «Точка доступа», объединяющий различные формы современного искусства, которые реализуются в нетрадиционных пространствах.
В рамках фестиваля пройдут спектакли в нетеатральных пространствах (некоторые из них не будут иметь ничего общего с традиционным представлением о спектаклях), киносеансы под открытым небом (на крышах модных клубов), инсталляции в городской среде, а также так называемые междисциплинарные проекты.
По сравнению с прошлогодним первым фестивалем вторая «Точка доступа» объединяет уже не пять, а шестнадцать проектов. При этом, по словам директора фестиваля Филиппа Вулаха, организаторам приходится отсматривать в пять раз больше различных объектов. «Мы лазаем по страшным и необычным дырам», — отметил Филипп. От некоторых объектов приходится отказываться по соображениям безопасности, другие категорически не подходят артистам, в третьих — прекрасных во всех отношениях — оказывается несговорчивая администрация.
Пространства для спектаклей подбираются действительно необычные. Так, год назад постановка «Кентерберийских рассказов» прошла посреди работающего строительного гипермаркета, на этот раз моноспектакль Александра Савчука «Гамлет. Гаджет» несколько раз будет сыгран в салоне связи на Чкаловском проспекте. Спектакль «Неприкасаемые», повествующий о жизни бездомных, пройдёт на территории Феодоровского собора. Спектакль «Zемля One» можно будет двенадцать раз увидеть в Музее связи имени Попова. А финальная постановка Архангельского молодёжного театра «Путями Каина» пройдёт на Свердловской набережной близ скандально известного мыса, где когда-то располагался шведский город Ниеншанц. Кстати, финальный спектакль первого фестиваля развернулся на территории Речного вокзала близ станции метро «Пролетарская» — инженерный театр АХЕ показал там «Мокрую свадьбу». В обоих случаях — год назад и сейчас — для зрителей предусмотрена возможность прибыть на импровизированную сценическую площадку на теплоходе.
Несмотря на то, что детище Семёна Александровского под названием «Другой город» организаторы фестиваля отнесли к числу «спецпроектов», сам он настаивает на том, что это проект театральный. На перекрёстке улицы Белинского и набережной Фонтанки участники проекта смогут получить карту маршрута, в которой сопоставлены два города (Петербург и — на выбор — Амстердам, Париж или Венеция), а главное — плеер с наушниками, в которых слышны звуки другого города, одного из выбранных, так называемый интершум. «Так происходит акустическое смещение», — заявил Семён Александровский. При этом неискушённый наблюдатель никакой театральный проект не заметит: его участники будут выдвигаться из стартовой точки поодиночке каждые 5–7 минут, держа в руках карту и смартфон, слушая что-то в наушниках.
В ближайшую субботу, 23 июля, любителей современного искусства ждут в саду Фонтанного дома, где во всей красе предстанут инсталляции проекта «Таинственный сад»: «Царь горы», «Призраки», зеркальный «Исход», а также троица дружелюбных и всегда открытых новым веяниям эксгибиционистов. На улице Рубинштейна в районе бара «Барслона» размещены «Уличные объявления» — наклеенные на дверцы силовых щитков комиксы. Наконец, в саду Академии художеств можно познакомиться с «Деревянным облаком» — арт-объектом немецкого художника Мартина Штейнерта. На деревянных брусках, соединённых шурупами в прозрачную обтекаемую конструкцию, написаны желания простых петербуржцев. Некоторые бруски ещё остаются чистыми, на них можно написать собственное желание при помощи специально приготовленного маркера.
Мартин Штейнерт, автор инсталляции «Деревянное облако. Архитектура желаний»:
«Я не ставил перед собой цель выяснять, сколько желаний, написанных на брусках этого облака, потом сбылось. В моём родном городе один мужчина написал, что хотел бы найти потерянную куртку. Когда вернусь, обязательно узнаю. Как Вы сказали? Нанять специального человека, который бы регистрировал желания и контролировал их осуществление? Хм, это хорошая идея…»
Текст и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Доступ к современному искусству начинается с точки"