Во вторник, 24 ноября, в Музее городской скульптуры открылась выставка «Посвящение Городу мужества и славы», где представлены произведения искусства и документы, иллюстрирующие жизнь и творчество блокадных художников и скульпторов.
Выставка освещает блокадное время под особым углом — с точки зрения пластического искусства, его деятелей, а также работников самого Музея. Часть экспозиции рассказывает о первом хранителе музейных Некрополей, Н.В. Успенском, который во время блокады укрывал и защищал скульптуры и бюсты. Помимо этого, в 1942 году Николай Васильевич организовал свободный доступ ополченцев, красноармейцев и горожан к могилам Александра Невского, А.В. Суворова и М.И. Кутузова. О нём, а также о его интересе к А.В. Суворову рассказывают экспонаты выставки — документы и рисунки, созданные Н.В. Успенским.
Выставка в своём роде уникальна, там впервые экспонируются листы декоративного оформления могил из фондов Музея: подписной лист с изображением могилы А. Невского и точной датой — 28.10.1942 г, а также подпись художницы А. А. Лепорской. Помимо этого, посетители выставки смогут увидеть отреставрированный гравированный портрет А.В. Суворова работы художника Фролова, созданный в 1812 году.
Выставка не случайно открылась именно 24 ноября — в этот день родился великий русский полководец А.В. Суворов. Ему также отчасти посвящена экспозиция выставки. 3D-инсталляция, в основе которой находится макет ордена Суворова, утверждённый в 1942 г., цитаты из суворовской книги «Наука побеждать», победные знамена, полностью воссоздают атмосферу 1942 г. и являют собой особое торжество Победы и Славы непокорённого города.
Один из разделов выставки посвящён истории оборонно-агитационных скульптурных плакатов, которые являются важным вкладом в оборону города и мощным средством агитации. Их создание сыграло важную роль в истории блокадного Ленинграда. На выставке можно увидеть несколько сатирических скульптур авторства В.В. Исаевой, которая начала работу над ними в первые дни войны. Её работы по «монументальной пропаганде» не сохранились до нашего времени, за исключением двух эскизов: «Гитлер на осле» и «Вандал XX века» (гипс, 1941), которые посетители выставки могут увидеть уже сегодня.
В наши дни художественную выразительность этих произведений можно оценить в полной мере. Музей городской скульптуры впервые выставляет фотографии утверждённых к исполнению рельефов, сопровождая уникальными документами, раскрывающими участие авторов в их создании и условия творческого процесса. Каждый посетитель выставки сможет узнать о том, как, где и в каких условиях трудились скульпторы в военное время. Творчество ленинградских скульпторов и художников военного времени представлено работами В.И. Мухиной, П.Н. Шуриги, В.Я. Боголюбова, В.В. Исаевой, В.М. Судакова, О.К. Аршакуни и других. Художники-графики С.М. Штейнберг и В.Ф. Матюх в своих произведениях отразили радость горожан, отстоявших Ленинград.
Выставка даёт возможность оценить степень участия каждого из ленинградских художников, сотрудников музея в жизни блокадного Ленинграда. Своим трудом эти люди сохраняли историческое и культурное наследие, создавали новые произведения, поддерживая ленинградцев в тяжёлое время и приближая Победу. По этой причине авторы выставки с большим вниманием отнеслись к произведениям 1941–1944 годов и к немногочисленным сохранившимся документам.
Надежда Ефремова, заместитель директора по научной работе Государственного музея городской скульптуры:
«Эта выставка уникальна в своём роде. Она рассказывает о конкретных людях, которые трудились во имя Победы. Выставка также приурочена к 70-летию окончания Великой Отечественной войны, несмотря на то, что юбилейный год подходит к концу. Многие из экспонатов мы выставили впервые, они долго хранились в архиве. Здесь запечатлена неповторимая жизнь, неповторимые мгновения блокадного города…»
Текст и фото: Ксения Серкина
Прокомментируйте первым "Новый взгляд на блокадный город представлен в Музее городской скульптуры"