Тридцать лет Особняком

особняком

В Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке открылась выставка в честь тридцатилетия театра «Особняк».

Режиссёры, актёры, административные работники театра, сидя за большим столом, поделилась воспоминаниями и интересными историями с гостями библиотеки.

ПанинаЮлия Панина рассказала свою историю знакомства с «Особняком». В 2006 году актёр Дмитрий Поднозов предложил Юлии Георгиевне поработать над спектаклем по повести Ф.М. Достоевского «Кроткая». Тогда он спросил у режиссёра, любит ли она Линча. Панина ответила, что ей «нравится цифра “шесть”» и что она хорошо относится к Дэвиду Линчу. В тот раз Юлии Георгиевне пришлось экспериментировать с видеорядом, который использован в «Кроткой»: «Играется спектакль уже 10 лет, и каждый раз, когда я вижу первый кадр, думаю “ёлки-моталки, ну что ж ты ничего не видела?!”».

Слово передали Наталии Эсхи, которую один из режиссёров буквально принёс в театр в чемодане. «Я не мечтала об “Особняке”, я мечтала о Спиваке», — сказала актриса, и в зале засмеялись. По словам Наталии, с «Особняком» она связана кармически. Даже в пенсионном возрасте этот театр занимает большое место в её жизни.

особнякомАлександр Алексеев признался, что ему всегда хотелось иметь свой театр. Потеряв работу в государственном театре, Александр Владимирович откликнулся на предложение Поднозова стать первым директором «Особняка». Позже он отвоевал помещение для будущего театра. В «Особняке» проходил фестиваль, в рамках которого спектакли шли 24 часа в сутки. «А где их взять? Репертуара-то нет! Есть только Наташа Эсхи, и то — из чемодана!», — пошутил Алексеев. Тогда и родился принцип — приглашать молодых режиссёров поработать на площадке театра. Таким образом, например, был приглашён и Алексей Янковский с его дипломной работой — спектаклем «Сталкер».

«Я всегда любил хуторское сознание. “Особняк” — такой хутор, где можно спрятаться и зависать», — поделился Янковский. Алексей Витальевич рассказал, при каких условиях начал работать с актёром Александром Лыковым. Лыков заявил, что готов сыграть у Янковского в спектакле, только если тот прыгнет в воду. Через секунду Алексей Витальевич оказался в воде, в чём был.

особнякомВладимир Михельсон согласился стать частью «Особняка» только в должности главного режиссёра. Тогда решили сделать так: он готовит спектакль, и если постановка понравится администрации театра, то его примут. В короткие сроки стало ясно, что Михельсон — свой человек. «Было три события в моей жизни, которые меня сформировали. Первое — это обучение в Ташкентском театральном институте. Второе — это театр «Особняк». И третье — рождение моего второго сына», — сказал Владимир.

Александр Савчук рассказал про спектакль «Losers XP»: «Это был пересобранный материал, который мы наработали в институте из этюдов. Это было полное хулиганство». Также режиссёр отметил, что «Особняк» отличает от других «открытая система», по которой работает театр.

ТаршисНеоднократно в течение вечера звучало имя Дмитрия Поднозова — «гвоздя, на котором держится весь “Особняк”». Театровед Надежда Таршис сравнила участников труппы театра с гранями драгоценного камня. Владимир Михельсон вспомнил случай, когда пригласил больше десяти театральных критиков на премьеру спектакля по текстам М. Угарова. Тогда между театроведами завязался спор насчёт названия постановки. Режиссёр решил назвать работу «Истребитель», хотя критики считали оригинальное название — «Правописание по Гроту» — более удачным. Когда спор зашёл в тупик, Надежда Александровна произнесла гениальную фразу своим тихим голосом: «Ребята, ну что вы спорите? Это спектакль хоть числительным назови…».

В финале вечера куратор выставки вручила Алексею Янковскому восстановленную афишу к спектаклю «Сталкер» — первой работе режиссёра, показанной в «Особняке».

В небольшом коридоре библиотеки расположились витрины с афишами к спектаклям, эскизами, памятными фотографиями и наградами «Особняка», полученными в театральных конкурсах. Экспозицию можно увидеть вплоть до 28 августа.

Также в честь юбилея театра 1 и 2 июля состоится ретроспективный видеопоказ спектаклей Алексея Янковского: «Я… Она… Не Я и Я» и «Активная сторона бесконечности».

Текст: Дарья Герцева
Фото: Евгений Веснин, Дарья Герцева

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Тридцать лет Особняком"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.