Рейтинг, смирение и недовыборы

День учителя

Во вторник, 26 февраля, на «Площадке 51» прошёл очередной премьерный показ спектакля-антиутопии «День учителя 2048».

События постановки разворачиваются в 2048 году за несколько дней до выборов деревенского старосты. Главные герои — обычная семья: отец, мать и сын. Отец потерял ноги на войне, после этого инвалидность и былые «подвиги» стали единственным, что занимает его голову. Сын, молодой и буйный, насквозь пропитан духом бунтарства и революций. Мать, учительница в деревенской школе, пытается угодить и одному, и второму.

Вся их жизнь подчинена системе ПЗДЦ, контролирующей население с помощью тщательного надзора и рейтинга. Рейтинг понижается от употребления табуированной лексики и повышается от положительных высказываний о монархии и Родине.

Похожий рейтинг показан в одном из эпизодов сериала «Чёрное зеркало» — «Нырок». Однако там рейтинг присваивается на основе оценок окружающих и сильно влияет на жизнь, являясь показателем статуса и влиятельности человека, а не способом его контроля. В спектакле же рейтинг выступает в качестве ограничителя: то нельзя, а это можно.

Власть безбожно искажает всё; привычные слова в антиутопии имеют иной, абсурдный смысл. Одно только «смирение» от слова «смирно!» чего стоит… Зрители невольно задаются вопросом: а что, если и наше представление о морали тоже искажено?

Накануне выборов волнения в обществе особенно сильны. Герои спектакля решают, на чьей они стороне и как должна выглядеть их дальнейшая жизнь. Ругаются. Сын уезжает, чтобы принимать активное участие в митингах.

Всего лишь за несколько дней у героев спектакля кардинально меняется взгляд на жизнь. На глазах у зрителей образуется огромный снежный ком из переживаний, запретов и жажды свободы.

Где-то в середине спектакля потихоньку начинает казаться, что ты сходишь с ума. Наблюдая за действием сначала со стороны, зритель внезапно оказывается в сердце происходящего. А потом — снова вне событий. А потом — обратно. Под конец тебя уже кидает из стороны в сторону, тебе становится то дико страшно, то странно безразлично, то безумно тяжело.

Ты сходишь с ума, пытаясь разобраться, что происходит с тобой сейчас и что происходит в выдуманном мире на сцене. В какой-то момент ты уже не осознаёшь, что есть фантазия, а что есть реальность. Ты чувствуешь, что вместе с тем, как ломаются жизни и мысли главных героев, что-то ломается и внутри тебя. Кажется, будто картинка мира в голове разрывается на части, мнётся и уничтожается.

В своём спектакле режиссёр Мария Селедец рассказала о том, что происходило, происходит и будет происходить в России. События разных эпох и их последствия магическим образом сливаются воедино, и сходства между ними становятся очевидными.

Нельзя не упомянуть о судьбе поэта Анны Ахматовой, чья биография перекликается с биографией главной героини постановки. Её поэма «Реквием» стала основой спектакля, «канвой», содержащей в себе ужас и несправедливость эпохи. В «Реквиеме» Ахматова выразила горе и тоску всех женщин России, всех жён и матерей, которые потеряли любимых. Её боль была частью огромного горя русских женщин:

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Россия как будто является ещё одним, не менее важным персонажем спектакля. Незримая, она содержится в каждом эпизоде, влияет на всех персонажей и словно является центром постановки. Не зря в конце спектакля звучит отрывок из песни барда Александра Харчикова. Спектакль завершается лозунгом «Россия зовёт меня!».

Спектакль-антиутопия «День учителя 2048» заставляет сердце колыхаться, а разум — бросаться от одной мысли к другой. Идея постановки настолько широка, актуальна и многогранна, что кажется, что её не ухватить после первого просмотра целиком.

Текст: Елизавета Ветрюк
Фото: Ольга Шурупова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Рейтинг, смирение и недовыборы"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.