Юрий Сапрыкин рассказал, как писать о культуре

Юрий

В пространстве «Охта-лаб» в воскресенье, 22 июля, прошла встреча с Юрием Сапрыкиным, руководителем интернет-проекта «Полка» и бывшим главным редактором журнала «Афиша».

Юрий«Прежде, чем начать разговор, стоит определиться с терминами. Когда мы произносим слово “культура”… Ну, не то чтобы мы сразу хватаемся за пистолет…», — начал Юрий Геннадьевич.

По словам Сапрыкина, идею издания, которое бы объединяло людей по принципу общих вкусов, на сегодня невозможно реализовать. Массовый вкус, измеряемый большими цифрами, сейчас формируют посетители мультиплексов, желающие посмотреть очередную часть модного блокбастера наподобие «Человека-муравья». Вокруг таких продуктов киноиндустрии не формируется никакого сообщества, помимо временного, сиюминутного.

Юрий Геннадьевич отметил, что ландшафт медиа за последние пятнадцать лет сильно изменился. Исчезли большие ежедневные газеты с рубриками, которые велись бы узкоспециализированными людьми. Расцвет подобной прессы пришёлся на 90-е годы. В качестве яркого примера спикер привёл газету «Сегодня», в которой в конце 1993 года ежедневно печатали разборы каждой новой серии сериала «Twin Peaks». Со временем изменился и статус критика. С одной стороны, существует множество критиков. Однако, если посмотреть объективно, в России есть только один действительно известный и влиятельный кинокритик (Антон Долин) и один критик в сфере литературы (Галина Юзефович). Эти люди смогли сформировать внушительную аудиторию, их слово действительно может повлиять на предпочтения зрителей или читателей.

Сапрыкин поделился главной проблемой всех редакторов изданий, пишущих о культуре, — из пишущего критика невозможно вытянуть текст, поскольку «автор всегда в депрессии, у него всегда кризис среднего возраста, сколько бы лет ему ни было».

Если раньше СМИ представляли собой «вертикаль» и громкоговорителем обладал только один человек, то сейчас этим рупором, хоть и меньшего размера, обладает каждый из нас. Здесь Юрий Геннадьевич упомянул Виктора Вилисова — театрального критика, который до того, как им себя объявил, прославился собственным Telegram-каналом. В книге Джеймса Шуровьески «Мудрость толпы» говорится о том, что в настоящее время люди перешли к коллективному принятию решений, а лидерство мнения одного человека уходит в прошлое. Зачем нам критики и километры печатных символов, когда есть миллионы пользователей, которые при помощи одного клика сформируют рейтинг на «КиноПоиске»? Но так обстоят дела в России, на Западе же институт критики жив, полноценно функционирует, а главное — всерьёз влияет на культурное поле.

Из этого Юрий Сапрыкин сделал два вывода. Первый, он же оптимистический: повсеместно происходит демократизация, выравнивание в отношении громкоговорителя, вещающего на тихую толпу. Пессимистический же вывод заключается в том, что профессиональное мнение девальвируется из-за «мудрости толпы».

В медийной среде короткие эмоциональные высказывания звучат сильнее, чем спокойный профессиональный вдумчивый голос, а короткие волны обладают наибольшей аудиторией. Иллюстрируя этот тезис, Сапрыкин привёл в пример высказывание Земфиры о самодеятельных певицах Гречке и Монеточке, которое живо обсуждается в последние дни в социальных сетях, но скоро забудется.

Говоря о путях пробуждения читательского интереса к текстам о культуре, Юрий Геннадьевич выделил умение автора перевоплощаться в экскурсовода, который бы не навязывал уже сформированную точку зрения, а помогал сориентироваться читателю в той или иной культурной сфере.

Текст: Дарья Герцева
Фото: Евгений Веснин

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Юрий Сапрыкин рассказал, как писать о культуре"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.