На улицах Петербурга в воскресенье, 18 июня, в четвёртый раз прошёл спектакль-променад «Маршрут Старухи» по мотивам повести Даниила Хармса.
Около полудня ценители абсурдистской литературы собрались на Моховой улице перед зданием Театральной академии (ныне — РГИСИ). Туда же приехали «Жигули» шестой модели, изящно переделанные в кабриолет. За рулём сидела огромная кукла, изображающая Даниила Хармса с дымящейся трубкой во рту. Под звуки уличного оркестра состоялось небольшое шествие, и начались танцы во главе с увеличенной версией гения абсурда.
«…Чудотворец был высокого роста».
Как и в прошлом году, длящаяся целый день акция начиналась и завершалась едиными событиями, а в середине разделялась на четыре альтернативных маршрута. Первый проходил через Фонтанный дом, в саду которого, по слухам, угощали малиновым пирогом и вкусными напитками. Второй — через катакомбы Петрикирхе, где зрители изучали мир «Старухи» с помощью обоняния и осязания. Третий вёл в «литературный дом» на Малой Конюшенной. Наконец, четвёртый маршрут — «Голова на Надеждинской и Бассейной» — представлял собой театрализованную экскурсию по местам, связанным с биографией автора повести и с её сюжетом.
Кураторы четвёртого маршрута Денис Казачук и Екатерина Ложкина-Белев ставили перед собой цель раскрыть смысл некоторых хармсовских метафор с помощью различных сценических средств. Роль проводников в сюрреалистический мир Хармса взяли на себя студенты мастерской Руслана Кудашова. Одетые в потрёпанные чёрные пальто, надевшие на забинтованные головы кастрюли, они разделили выбравших этот маршрут зрителей на шесть групп и отправили в своеобразный квест по шести «станциям».
Первой станцией оказался продуктовый магазин на перекрёстке улиц Некрасова и Маяковского (во времена Хармса — Надеждинской и Бассейной). В прошлом здесь была булочная, где 18 июня 1939 года в очереди за хлебом состоялся диалог между главным героем повести и милой незнакомкой. На небольшом помосте у входа в магазин стояла та самая дамочка и читала с листа диалог из «Старухи». Затем зрителям было предложено зайти в магазин и что-нибудь купить, почувствовав себя персонажем повести.
Во время переходов между станциями изображавший Хармса актёр активно вёл диалог со зрителями: «Всё зависит только от вас. Вы верите в чудо? Оно произойдёт, только если вы поверите».
Следующая станция, разместившаяся в тесном и тёмном подъезде одного из жилых домов, представляла собой многоэтажную инсталляцию, символизирующую вечную борьбу героя и преодоление тернистого пути, ведущего к покою и умиротворению. Первый этаж олицетворял ад, а окно на последнем этаже — рай, благодать. Эксцентричный «Хармс» вышел в окно и исчез.
Затем зрителей события провели к Большому Театру Кукол, в витрине которого развернулась пантомима. Главный герой повести, альтер-эго Даниила Хармса, отягощён голодом и страхом, поэтому впадает в состояние бреда. В это же время на полу лежит мёртвая старуха. Герой мечется по комнате, заглядывает в шкаф в поисках еды. В шкафу повесились мыши. Нет ничего, кроме маленького куска сахара. Но стоит закрыть, а потом снова открыть шкаф, как там появляется кусок большего размера. С каждым мгновением кусок сахара растёт пропорционально чувству пустоты в желудке, но он не может расти вечно, и в итоге герой смотрит в глаза старухе. Образ старухи имеет много значений: «голод», «страх», «близкая смерть».
Голод в творчестве Хармса занимает особое место, поскольку самые тяжёлые годы его жизни сопровождались ужасной нехваткой денег и постоянным недоеданием. Известно, что именно от голода умер Даниил Иванович в феврале 1942 года в тюремной больнице. «Старуха» — это произведение, которое полностью отражает своего автора: непростые жизненные обстоятельства, при которых он живёт, опасения, страх ареста.
Четвёртая станция раскрывала тему религии, которая тонкой нитью проходит через всю писательскую деятельность Даниила Ивановича. Иван Ювачёв, отец Хармса, был глубоко верующим человеком, что сказалось и на сыне. Прямо на земле лежали четыре темноволосые девушки в чёрном. В руках у них были листы прозрачного пластика с фразами из диалога главного героя «Старухи» и Сакердона Михайловича, в котором они рассуждают о вере.
Оказавшись на пятой станции, зрители могли наблюдать весьма необычную трактовку эпизода повести, в котором старуха заставляет главного героя повести встать на колени у себя в прихожей, а потом и вовсе лечь на пол лицом вниз. Босой дородный кореец в цветастом халате и косынке предложил выполнить эти несложные упражнения всем поклонникам Хармса на придавленных камнями ковриках для йоги. От мастера по йоге в смешном халате особенно доставалось игравшему писателя проводнику.
Последняя станция повторяла эпизод творческого кризиса главного героя, что также можно спроецировать на жизнь писателя, поскольку и сам Хармс переживал застой в своём творчестве.
Вечером участники всех альтернативных маршрутов собрались на Финляндском вокзале и отправились на электричке в Лисий Нос, где завершалось действие повести.
Татьяна Васильевна Эмануэль, зритель «Маршрута Старухи»:
«На это событие я попала, можно сказать, совершенно случайно. Всё было замечательно организовано. С Хармсом я сама не очень знакома, но теперь обязательно восполню этот пробел. Квест подтолкнул меня вернуться к его творчеству.
Мне было приятно узнать, что квест закончится на заливе в Лисьем Носу. Более пятидесяти лет назад я работала пионервожатой, наш лагерь находился именно здесь.
Понравился общий настрой народа. Вышли на залив, пошёл дождь. Однако, все довольны, всем хорошо».
Текст: Дарья Герцева
Фото: Дарья Герцева, Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Старуха из повести Хармса заговорила по-корейски"