Дмитрий Глуховский: «Я пришёл к вам с миром, с постъядерным миром»

Глуховский

Роман Дмитрия Глуховского «Метро 2035» стал, пожалуй, главным бестселлером 2015 года, а материал о встрече с автором в Доме книги 16 июня по-прежнему является одним из самых популярных текстов на сайте агентства.

Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные ответы на вопросы читателей.

* * *

ГлуховскийПрошло 10 лет с момента публикации книги «Метро 2033» и более 15 лет с момента, когда я начал её писать. Книга «Метро 2035» вышла более взрослой. За это время повзрослел и я, и страна.

«Метро 2035» — это книга, прежде всего, о людях. О том, кем мы были до Третьей мировой и кем мы станем после неё.

Сейчас трилогия о метро завершена. В форме книги она продолжаться не будет. Но поскольку «Метро» — произведение трансмедийное, то не исключаю, что сюжет романа может быть продолжен, например, в компьютерной игре. А в литературе мне хочется пробовать вещи менее развлекательные и более сложные.

Есть замыслы трёх следующих произведений. Я не стараюсь клепать по три книжки в год. Не пишу вообще, пока не накоплю необходимый объём жизненного опыта и размышлений. Я готов к тому, что не все мои книги будут бестселлерами. Но очень важно сохранять гибкость и свободу в выборе жанра, языка и стилистики.

* * *

Написать «Метро 2033» меня подвигло искреннее увлечение московским метрополитеном. Я с 9 лет ежедневно ездил на метро по часу в каждую сторону, потому что жил далеко от школы. Затем это увлечение постъядерной тематикой, в особенности компьютерной игрой “Fallout”. Это увлечение книгами Стругацких «Пикник на обочине» и «Град обреченный» (там не постъядерный мир, но постапокалиптический). А главное то, что я — ребёнок развалившегося Советского Союза. Мы жили в империи, которая казалась нам вечной, непоколебимой. Это был сложный мир со своей мифологией, архитектурой. И вдруг 21–22 августа 1991 года всем объявляют: этого больше нет. Точка.

* * *

Экранизация мира «Метро» — очень сложный процесс. Конечно, я мечтаю об экранизации в Голливуде. Из каждых десяти тысяч задуманных фильмов только сто доходят до стадии сценария, а потом из каждых ста сценариев только один фильм снимается. Только снаружи кажется, что Голливуд — это фабрика счастья. На самом деле, это фабрика похороненных судеб. За каждым сценарием стоит человек, который всё это выдумал, выносил, написал, ему сказали: «Да, всё будет», но ничего не произошло. В какой-то момент я находился под романтическим очарованием Голливуда, а сейчас понимаю, что всё гораздо сложнее. С иллюзиями рано или поздно надо прощаться.

* * *

Я не увлекаюсь ни диггерством, ни страйкболом. Пару раз я спускался в тоннели метро, меня водили. Понимаю, что мир «Метро 2033» ложится на душу диггерам, страйкболистам, выживальщикам и другим, но, с моей точки зрения, книга не вполне об этом. Описываемый мир я могу представить себе, не спускаясь в тоннели, не ездя в кабине машиниста, не строя новые станции. Для меня это вещи атмосферные, я их воображаю и зачастую угадываю чувства людей, которые там бродят. Мне неоднократно писали машинисты и обходчики путей о том, что их ощущения переданы правильно.

* * *

Моя любимая станция московского метро — «ВДНХ». Рядом с ней я прожил большую часть жизни. Петербургское метро знаю гораздо хуже, но отметил, что в нём гораздо больше верится в ядерную войну.

* * *

Первые фанфики по «Метро 2033» появились ещё до того, как книга была опубликована. Надо вспомнить, что «Метро» начиналось с публикации на сайте. В 2004 году я решил дописывать роман по рекомендации читателей и издателей. К сайту был прикручен форум, и на форуме уже тогда публиковались первые фанфики. По-моему, первой была предыстория к сюжету «Метро 2033».

Мир «Метро 2033» очень гостеприимен по отношению к людям с богатым воображением. Я уже тогда догадывался, что так можно делать. Но официально открыть проект «Вселенная Метро» я решился только после того, как шесть лет назад дописал «Метро 2034» и думал, что всё уже сказано. Первый же вопрос на первой презентации книги звучал: «Когда будет «Метро 2035»?» Тогда мне нечего было ответить, я ждал шесть лет, чтобы набраться ощущений. Тогда я понял, что читателей и писателей нужно запустить в этот мир, позволить им там перезнакомиться, размножаться и так далее.

* * *

У «Вселенной Метро 2033» нет никакой цели — это краудсорсинговый проект. Он основан не на моей стратегии, а на творчестве читателей. Инициатива передана моим со-творцам, со-создателям, которые вдыхают в этот мир собственные истории. Это концепция открытого мира, где каждый привносит что-то своё. Люди просто перемещаются в своём воображении в этот мир, открывают его для себя. Проект будет существовать столько времени, сколько одни будут писать, а другие — читать.

Первые 25 книг серии (первые 2,5 года) я читал и редактировал лично. Потом я понял, что редактура и вычитка занимают у меня 3,5 недели из каждого месяца, что я не могу больше писать сам и заниматься чем-то другим. Через 2,5 года я завершил непосредственное участие в этом проекте. Со мной советуются редакторы издательства, а я честно сказал, что сделал выбор в пользу того, чтобы писать самому. Считаю, что моя совесть чиста.

При этом я остаюсь в курсе происходящего. Особенно меня интересует международная часть проекта. «Вселенная Метро» не только переводится на английский, испанский, итальянский, французский, корейский, венгерский, словацкий языки, но и создаётся людьми из этих стран. Существуют романы, написанные поляками, англичанами, итальянцем, кубинцем. На очереди корейцы, китайцы и немцы. Люди из разных стран пишут о своей стране в мире «Метро 2033».

Хотелось бы превратить «Вселенную Метро 2033» в глобальный культурный интернационал. Это уже получается. Рано или поздно я хотел бы дёрнуть Джорджа Лукаса.

* * *

Не бывает всё сразу, нужно потерпеть. Есть вещи, которые нельзя взломать и получить, до них нужно дожить.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Дмитрий Глуховский: «Я пришёл к вам с миром, с постъядерным миром»"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*