В интервью Охтинскому пресс-центру молодой нападающий «Северстали» Александр Суворов рассказал об особенностях персональной статистики, игре на Молодёжном чемпионате мира и сравнениях со своим полным тёзкой.
— Позади уже множество матчей. Как можешь оценить ваши успехи?
— Мы можем показывать более достойный результат, нежели сейчас имеем, потому что, как минимум, находимся вне зоны плей-офф. Мы просто обязаны быть в восьмёрке. Если анализировать все игры, то мы где-то упускали свои матчи, проигрывали сами себе, пропускали ненужные голы. Это всё и отражает имеющийся результат.
— Вспомним начало чемпионата. Вы отлично начали сезон, провели прекрасный уральский выезд, но после игры в Санкт-Петербурге начались какие-то волнообразные проблемы. С чем это связано?
— Сезон длинный. Обычно на дистанции бывает так: у одной команды спад, другая находится на подъёме. Все команды рано или поздно пройдут через разные сложности. Возможно, только СКА сумеет провести все матчи на одном уровне, так как у них хороший состав, отлично подобраны игроки.
— После перехода в «Северсталь», который произошёл в это межсезонье, были ли какие-то вещи, которые были тебе новы или необычны?
— Всё в принципе похоже, только стили немного различаются. До перехода мы в команде играли скорее в североамериканский хоккей, здесь система немного другая. Для меня в новинку был матч с «Металлургом», когда мы три раза снимали вратаря. Такого я ранее никогда не видел. Так ведь ещё все три раза удачно. (смеётся)
— Трудно ли тебе было адаптироваться к системе Андрея Владимировича?
— Нет, особых проблем не было. Когда нас с Костей Шостаком обменяли, многие люди говорили мне, что я легко вольюсь в систему Андрея Разина. В первый день в команде мы с ним поговорили, он объяснил мне мои задачи, рассказал, как он видит меня в клубе. Я очень быстро освоился в Череповце.
— В этом сезоне «Северсталь» неожиданно является одной из худших команд по нейтрализации большинства соперника. Насколько это важно и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?
— Да, действительно, такая проблема есть. Не понимаю, почему так случается, ведь мы разбираем игры всех соперников, анализируем свои ошибки. Но бывает, что и шайба подпрыгнет, попадёт в ближний. Бывают у нас ненужные голы, которые мы не должны были пропускать. Вспомнить только матч против «Сочи», когда мы пропустили за пять секунд до конца. Нам стоит пройти этот этап, потерпеть немного. Я верю, что дальше будет взлёт.
— Расскажи о том, как ты начал карьеру. Помнишь ли ты свой первый переезд?
— Я родился в Буда-Кошелёво. Это небольшой городок в Белоруссии между Гомелем и Жлобином. Родители сразу же перевезли меня в Жлобин, где я и начал заниматься хоккеем. Мы очень часто ездили на различные турниры в Россию. Я играл с 2001 годом, с ребятами, которые чуть постарше меня. В 2012 году в посёлке имени Морозова создали команду «СКА-Варяги». Получилось так, что, когда мы со Жлобином были на турнире в Санкт-Петербурге, меня как раз в «Варяги» и забрали. Вот так уже в 10 лет я один переехал в Питер. Возможно, на каком-то из турниров тренер меня заметил и пригласил выступать в Санкт-Петербурге. Поэтому все турниры в России, на которых мы играли, стали отличным опытом.
— Ты полный тёзка великого полководца Александра Васильевича Суворова. Часто из-за этого бывают шутки или какие-то другие приколы в команде?
— Бывало такое, что меня называли полководцем, но это редко было. Иногда кто-то из тренеров также полководцем называл. Но, кроме этого, никаких других подколов у меня в карьере не было.
— Какое событие в твоей карьере станет для тебя «переходом через Альпы»?
— Отличный вопрос! Скорее всего, таким значимым событием было бы выступление в НХЛ. Но и Кубок Гагарина выиграть тоже замечательная цель!
— В сравнении с прошлым сезоном у тебя игровое время увеличилось больше, чем в два раза. Не стало ли физически труднее?
— На самом деле, чувствуется, что игровое время выросло. Я, например, сразу после травмы вышел и сыграл 22 минуты. Тоже некий рекорд. У нас были отличные сборы, которые заложили фундамент, позволяющий по ходу сезона развиваться. Также заметно, что мы на протяжении всего основного времени и даже в овертайме выглядим активнее и свежее соперников. Я с самого начала понимал, что, скорее всего, в Череповце буду играть больше, чем раньше. Поэтому самостоятельная подготовка к этому тоже важна.
— Недавно у тебя был юбилей — 50 игр в КХЛ. Как ты относишься к такому числу, ведь тебе же всего 20 лет?
— Это первая серьёзная цифра, но ещё есть к чему стремиться. Например, Илья Усов, который постоянно по одним годам со мной играл, провёл уже в районе 100 игр в КХЛ. Это могло случиться побыстрее, но были две травмы, а в прошлом году я пропускал игры из-за Молодёжного чемпионата мира. Могло быть быстрее, но получилось — как получилось.
— В среднем у тебя стабильно больше одного силового за игру. Ты придерживаешься силового стиля игры?
— Скорее всего, это получается потому, что не хочется никогда проигрывать. Постоянно стараешься побеждать и выкладываться на максимум. Если есть возможность, то я сыграю в тело. Цели осознанно убить человека у меня нет. Иногда хороший пас, момент или силовой приём способны ввести тебя обратно в игру, если до этого что-то не получалось.
— Свои не совсем большие габариты ты воспринимаешь как плюс или же минус?
— Многие люди говорили, что с моим ростом и весом у меня нет будущего. Сейчас такая тенденция, что, если игрок маленький, быстрый и юркий, то на североамериканской площадке он будет смотреться лучше, поэтому мои габариты это целых два плюса, а не один. Если посмотреть на нашу команду, то можно сказать, что мы самые низкие в лиге. Из высоких в нашем составе Дмитрий Шугаев, Робин Пресс и был ещё Никита Хлыстов. Для меня яркий пример отличного игрока с небольшими габаритами это Игорь Гераськин. Мы с ним примерно одного роста. Я давно уже следил за Игорем и понял, что такие габариты не мешают выступать на высоком уровне.
— Да, твоя позиция не в центре, однако за карьеру в КХЛ ты четыре раза играл на вбрасываниях и ни разу не выиграл. Чего тебе не хватило для более эффективной игры на точке?
— Ещё в феврале, когда мы со сборной провели ряд игр, я всё время играл в центре. Также на турнире весной, где Андрей Владимирович был в тренерском штабе сборной России, я в своей сборной также центрального играл. Как раз после этого Андрей Владимирович и сказал мне, что можно меня и в центре использовать. В целом я никогда вбрасываниями не занимался. Лишь иногда после тренировки мог поработать. Я очень редко играю на точке, поэтому на данный момент этот навык не прокачан. Но если будет необходимо, то я, конечно, этот компонент буду развивать.
— В этом сезоне ты играл с большим количеством партнёров в звене, которые постоянно меняются. Как играть в условиях постоянной ротации?
— Мне не трудно перестраиваться. Я быстро нахожу общий язык с ребятами. Если вспомнить прошлый сезон, то я хоть и играл по пять минут, но мог выходить в первой тройке с легионерами, с которыми также что-то получалось. Хоккейный язык всегда помогал. В «Северстали» гораздо больше ребят, которые говорят по-русски, а точнее лишь Робин Пресс не владеет русским языком, поэтому становится ещё легче играть с разными партнёрами. Отсутствие постоянного сочетания, в котором бы ты выходил, не отменяет того, что нужно выполнять поставленные задачи. Пара тренировок — и химия в звене уже найдена. Часто я выхожу играть с Даниилом Вовченко и Игорем Гераськиным. Они мне много подсказывают, мы постоянно с ними обсуждаем все наши действия и задумки. Они никогда не кричат на меня, просто вместе мы анализируем то, что происходит. Такие отношения в команде логичны и нормальны.
— На МЧМ-2021 ты за 5 игр набрал 11 очков. Как за такой короткий отрезок тебе удалось стать настолько эффективным и результативным игроком своей сборной?
— Сыграл тот факт, что мы целой тройкой из КХЛ приехали на этот чемпионат. Мы в таком сочетании играли против гораздо более опытных соперников, а на Чемпионате мира мы играли против сверстников. Мы были на шаг впереди по мышлению, некоторые за нами не успевали. У меня получилось набрать очки в каждой игре, в том числе против Венгрии и против Дании. В большинстве нам помогло именно то, что из взрослого хоккея мы пришли играть к ребятам своего возраста.
— В прошедшей домашней серии ты забросил четыре шайбы и отдал две голевые передачи, однако команда потерпела три поражения в четырёх матчах. Какие ты испытываешь эмоции, когда личная статистика великолепна, но командного результата нет?
— Всегда приятно забивать, играть результативно. Я всегда настроен на то, чтобы максимально отдаваться игре, чтобы приносить пользу команде. Бывают такие моменты, когда вроде бы всё получается, играем хорошо, но результата нет. Возможно, нам не хватает определённой концентрации, мы совершаем детские ошибки, из-за этого проигрываем игры. У меня сейчас двоякое ощущение: вроде бы есть положительные моменты, такие как личные успехи в игре, но хоккей — это командный вид спорта. Выигрывает и проигрывает вся команда.
— За четыре матча ты нанёс в створ соперника 20 бросков. Из-за чего ты так внезапно стал чаще угрожать воротам противника?
— Ещё в самом начале сезона Андрей Владимирович сказал мне побольше бросать. Он поставил мне цель по заброшенным шайбам в сезоне. Конечно, без бросков не будет голов. При возможности я всегда стараюсь бросить по воротам, потому что забивать всегда приятно. Все мои броски обязательно нацелены на ворота.
— Один из твоих голов вошёл в ТОП-10 шайб тринадцатой игровой недели КХЛ. Добавляется ли мотивация, когда на твои успехи обращает внимание Лига?
— Приятно, что заметили твои старания, твои труды. В той шайбе Илья Иванцов мне отличную передачу отдал, мне оставалось лишь забить, что я и сделал.
— Шесть из десяти своих голов ты забил в большинстве. По какой причине больше половины шайб ты забросил в неравных составах?
— Большинство — это розыгрыш «лишнего». В таких случаях у тебя всегда есть больше льда. Если ты нацелен на ворота, то ты можешь в большинстве бросить и забить. При игре в неравных составах есть больше времени подумать, кого-то увидеть для передачи или найти момент для собственного броска.
— Сейчас в твоём активе 16 набранных очков за 19 игр. Доволен ли ты личными показателями на этом этапе сезона?
— Конечно, доволен. Это мой второй сезон в КХЛ, но первый полноценный, где я получаю много игрового времени: и в большинстве, и в меньшинстве, и в равных составах. Я всё-таки мог больше забивать. Помню, мне Игорь Гераськин на пустые ворота отдавал. Были моменты, когда мог отличаться. Тогда было бы 19 матчей и 19 очков. Но отмечу, что забивать всегда приятно, однако команда превыше всего!
— Тебе на днях исполнилось 20 лет. Расскажи о том, как ты провёл свой праздник?
— Второй год подряд отмечаю день рождения в Санкт-Петербурге. У меня, как и в прошлом году, 30 числа был вылет, а уже первого — игра против СКА. Может, специально под меня делают такое расписание, всё-таки я много времени провёл в Питере. Мы приехали в гостиницу, я зашёл в номер и увидел накрытое блюдо. Не раздеваясь зашёл в комнату, чтобы посмотреть, что же там. Там был небольшой чизкейк и поздравление от гостиницы. Но для меня это обычный день, который я провёл в дороге, старался всем ответить. Потом увиделись с друзьями, на этом, в принципе, всё.
— В последнее время персонально тебя очень активно поддерживают болельщики. Не возникает ли из-за такого пристального внимания определённого давления, которое сказывалось бы на игре?
— Нет, давления нет. Конечно, есть и хейтеры, без них никуда. Но с ними ты быстро становишься сильнее. Очень приятно, что меня поддерживает огромное количество болельщиков — как на трибунах, так и после игр пишут. Это всегда приятно. Мы играем ради своих болельщиков, для них, так как они приходят и переживают за нас. Мы заряжаемся их поддержкой и стараемся показать свою лучшую игру.
— Какие цели ты ставишь перед собой до Нового года?
— Если говорить про цели, то хочется забраться повыше в турнирной таблице, например, на 5–6 место. Таблица сейчас очень плотная, поэтому за пять игр она может серьёзно измениться.
Интервью: Дмитрий Некрасов
Фото: пресс-служба ХК «Северсталь»
Прокомментируйте первым "Александр Суворов: «Меня редко называют полководцем»"