В эксклюзивном интервью Охтинскому пресс-центру новичок «Северстали» Георгий Бусаров рассказал о подготовке к новому сезону, поделился эмоциями от переезда в Череповец и историей о том, как начал путь во взрослом хоккее.
— Ты присоединился к команде в это межсезонье. Расскажи, как тебя встретили ребята и тренерский штаб?
— Встретили отлично. Я приехал чуть пораньше, вместе с первыми ребятами. Мне удалось достаточно быстро освоиться. Мы прошли медицинское обследование, затем начались тренировки. Планомерно со всеми знакомимся. Здесь отличный коллектив, все парни хорошие, поэтому никаких проблем нет.
— Как ты узнал о том, что переходишь именно в «Северсталь»?
— После Финала ВХЛ, достаточно быстро, буквально через несколько дней позвонил агент и сказал, что есть интерес от нескольких клубов, включая Череповец. Именно они одними из первых вышли с конкретным предложением. К тому же в «Северстали» у меня играли знакомые ребята. От них я слышал о команде только хорошее, поэтому другие варианты не рассматривал.
— Череповец уже успел посмотреть, погулять?
— Мы с ребятами ходили в разные места покушать. Но для того, чтобы погулять, спокойно пройтись по городу, пока времени нет. Мы приехали и сразу начали готовиться к старту предсезонки.
— В прошлом сезоне ты следил за КХЛ? У тебя было понимание, в какой хоккей играет «Северсталь»?
— За конкретными командами внимательно не следил, потому что у нас самих был очень плотный календарь. Знаю результаты некоторых команд, также знал, что Череповец хорошо провёл сезон. Если не ошибаюсь, регулярку команда завершила на пятом месте. «Северсталь» — молодая команда, играющая в активный хоккей. Некоторые их матчи видел, даже игры с «Динамо» в плей-офф удалось посмотреть. Хороший хоккей показывает команда. В седьмом матче серии, мне кажется, решили уже нюансы, а может череповецким ребятам опыта чуть не хватило. Это, как говорится, не мне судить — всё-таки в команде меня тогда не было. (смеётся).
— Ты родом из Пензы. В «Северстали» сейчас играют ещё двое ребят из этого города — Максим Колмыков и Давид Думбадзе. Ты был с ними знаком ранее?
— Конечно! С Давидом мы ещё в «Дизеле» играли в одной тройке, всегда хорошо общались. Максим хоть и помладше, но с ним тоже знакомы. Всё же у нас город — не мегаполис, и все друг друга знают. Как раз с Давидом я и консультировался, когда появился вариант с Череповцом.
— Слышал ли ты что-то об атмосфере на играх в Череповце? Может ребята что-то рассказывали?
— Я ещё с Салаватом приезжал в Череповец пару раз. Всегда здесь была отличная атмосфера, трибуны постоянно гнали свою команду вперёд, поэтому гостевой команде было сложно играть. От болельщиков идёт отличная энергетика, и было видно, что команда её чувствует и летит вперёд с большей энергией.
— Как проходит подготовка на сборах в Минске?
— У нас сейчас идут упражнения, направленные на технику и тактику, а в Череповце в основном были функциональные тренировки. У нас по два льда в день. С утра мы катаемся по группам, а вечером все вместе выходим и работаем над тактикой.
— Тяжело ли было сразу после отпуска начинать работать над физической составляющей?
— После отпуска всегда нелегко. Всё равно сейчас все готовятся к старту тренировок. Уже нет такого, что ты весь отпуск просто отдыхаешь и ничего не делаешь. Если так готовиться, то понятное дело, далеко ты не уедешь. Конечно, в начале было тяжело, но терпимо. (смеётся)
— Какие особенности ты заметил в тренерском подходе Андрея Владимировича?
— Сразу заметил его знаменитые баллоны. (смеётся) Если серьёзно, то пока ещё мы лишь начинаем понемногу изучать тактические моменты. В плане хоккея мы не до конца пока познакомились. Понятно, что система другая, поэтому будем привыкать к ней. Все роли в тренерском штабе разделены. Тренерский состав великолепный, ничего плохо сказать не могу. Эмоции лишь положительные. Да, где-то бывает очень тяжело, но предсезонка всегда тяжёлая. Наша задача — набрать оптимальные кондиции и подойти к сезону в отличном состоянии.
— В прошлом сезоне ВХЛ ты стал чемпионом в составе «Рубина». Расскажи, какие были эмоции, какая была атмосфера?
— Эмоции были самые положительные. Каждый хоккеист хочет хоть раз за свою карьеру почувствовать вкус этой победы. Тем более, я до этого два раза проигрывал в полуфинале ВХЛ, поэтому думал, что пора уже в финал выйти. А там уже ни о чём не думаешь.
Эмоции были крутые, ну а кому не нравится выигрывать? Тем более, у нас был полный стадион болельщиков. За три дня до игры люди стояли в очереди за билетами, чтобы поддержать свою команду. Там всегда были аншлаги. Некоторым даже приходилось сидеть в проходе, так как мест не хватало. Болельщики были у нас действительно шестым игроком. У нас же по ходу сезона ещё была серия волевых побед, вроде бы 12 матчей подряд мы выиграли, пропустив первыми. Мы частенько начинали матчи «шаляй-валяй», но потом с помощью трибун отыгрывались. После нескольких таких матчей было чувство, что дома проиграть нереально. Мне кажется, очень символично, что главную победу мы одержали именно дома.
— Прошлый сезон получился для тебя самым результативным в карьере — 59 очков за 68 матчей. Скажи, в чём основной секрет твоей результативности?
— У нас была отличная сыгранная тройка. Каждый чем-то дополнял друг друга. Также свою роль сыграло доверие тренеров и взаимопонимание с партнёрами. От нас требовали быть лидерами, постоянно помогать команде. Конечно хорошо, что у меня получился такой сезон, но заслуга в этом успехе есть у каждого моего партнёра.
— При этом голевых передач у тебя вдвое больше. От чего это зависело и было ли это связано с твоей ролью на площадке?
— Крайние нападающие забивные были. (смеётся) Просто больше по сезону было моментов, когда я своих крайних выводил на убойные позиции. Они тоже провели свой лучший сезон и по голам, и по очкам, если я не ошибаюсь. У нас с ребятами была химия, и мы друг друга дополняли. Я сам меньше бросал, всё давал бросать партнёрам, поэтому мы имеем такой результат. Естественно, это заслуга всего звена.
— Если заглянуть в твою статистику, то во время выступления за «Динамо МО» ты набрал за регулярку 48 штрафных минут, что на фоне других твоих сезонов выглядит очень большой цифрой. Почему именно тогда было так много штрафа?
— Если честно, такого вообще не помню. Но знаю точно, что грубости я специально точно не делал. Может быть, десятки и были, но до конца игры меня тогда точно не удаляли.
— Твоё игровое время увеличивалось постепенно. В конце прошлого сезона ты проводил на площадке больше 20 минут. Согласен ли ты с мыслью о том, что игровое время прямо пропорционально опыту игрока?
— Очень тяжёлый вопрос, раньше об этом не задумывался. Естественно, когда ты становишься взрослее, то опыта у тебя становится гораздо больше. Если говорить про моё время в прошлом сезоне, то повторюсь, что здесь свою роль сыграло доверие тренеров. Я выходил играть и в меньшинстве, и в большинстве, и в равных составах, поэтому и вышло, что в прошлом сезоне у меня было самое большое игровое время в карьере. Всё зависит от тебя самого, от того, как ты себя показываешь. Также свою роль играет и то, что ты можешь выполнять и на какую роль можешь претендовать. В прошлом году в этом плане всё было хорошо, поэтому я получал много времени. Замечу, что вся наша пятёрка получала достаточное количество игры на льду, так как мы были лидерами.
— За всю свою карьеру ты выиграл 53% вбрасываний — это больше половины. В чём твой залог успеха и на какие детали лично ты обращаешь внимание при игре на точке?
— Если честно, то не скажу, что я серьёзно занимаюсь вбрасываниями и тренирую их. Когда ты встаёшь в матче на вбрасывание, против тебя могут выходить четыре разноплановых игрока. Кто-то из них выигрывает за счёт силы, кому-то ловкость помогает. Вообще я стараюсь во время игры анализировать соперника и брать тем, что чувствую слабые места своего визави на точке. В моём случае успех в этом плане — больше результат анализа, нежели тренировок. Но понятно, что процент выигранных вбрасываний всегда разный — в каких-то матчах больше, в каких-то меньше.
— Вопрос, который я задаю всем центральным нападающим: ни для кого не секрет, что в нашей стране проблема с центрами — на твой взгляд, почему так получается?
— Очень хороший вопрос. Центр — это позиция с огромной ответственностью, ведь ты должен связывать оборону и нападение. Также ты должен отрабатывать на своей половине площадки ровно также, как в атаке. Смотрю на ребят: есть парни с хорошей головой, с поставленным катанием. Может, кому-то из них комфортнее с краю.
Считаю, что сейчас у нас есть много хороших центров. Может, их просто не замечают? Ведь если смотреть изнутри этой кухни, то уже есть понимание того, какой игрок хороший. Не всегда статистика способна всё сказать про игрока. Но если рассматривать этот вопрос глобально, то я не могу ответить, почему так происходит.
— В 2013 году ты был капитаном сборной России во время Суперсерии. Какой главный опыт или жизненный урок получил в тех матчах?
— У нас были игры с канадцами. Мне было интересно посмотреть, как у них устроен молодёжный хоккей. Всё-таки у них три молодёжных лиги, а не одна, как у нас. Эти лиги достаточно разные по стилю. Онтарио, например, играет в силовой хоккей, Восточная лига — в результативный, комбинированный и скоростной. Квебек — что-то между этими стилями. Интересно, что на каждый матч молодёжки приходили полные стадионы.
— Именно после той серии игр ты признался: лишь в сборной открылось то, что ты хорошо умеешь блокировать броски. Это как-то помогло в дальнейшей карьере?
— Не сказать, что после этого я стал чаще блокировать броски. У нас в то время было такое требование, чтобы мы блокировали, так как часто играли в формате «4 на 5». Все команды к тому же играли активно, оставляя на бросок минимум времени.
— Помнишь ли ты свой первый раз, когда встал на коньки и как ты оказался в хоккее?
— В нашем родном городе команда раньше называлась «Дизелист». Отец предложил сходить и попробовать, понравится мне или нет. Понятное дело, мне было семь лет и мне это понравилось. Папа повёл меня к тренеру, который тогда совместно тренировал главную команду и вёл маленьких ребят. Мы с ним пообщались и решили, что мне надо пробовать. Отец купил форму, и я начал потихоньку заниматься. Причём я сразу был центральным нападающим. Где сказали, там я и играл, ведь маленький был и ничего особо не понимал. В центре — так в центре. Получается, что на этой позиции я и провёл всю карьеру. Да, иногда приходилось играть крайнего, но в основном всё в центре.
— Какие цели и планы у тебя на сезон? Что для тебя самое важное?
— Мне охота набрать оптимальную форму для выступления в сезоне, побыстрее адаптироваться в команде в плане понимания игровых схем. Также хочется найти взаимопонимание с партнёрами и, естественно, приносить пользу команде. Главное, чтобы выиграла команда, тогда будет результат, и все будут довольны.
Интервью: Дмитрий Некрасов
Фото: пресс-служба ХК «Северсталь», ХК «Рубин»
Прокомментируйте первым "Георгий Бусаров: «Не всегда статистика говорит за игрока»"