Финал Запада в очередной раз подарил болельщикам «армейское» дерби, которое в третий раз в истории КХЛ затянулось до решающего седьмого матча.
С весны 2015 года СКА и ЦСКА шестой раз встречаются на этой стадии. Напомню, что в 2017 году СКА в финале Запада играл против «Локомотива», а в 2020 году плей-офф и вовсе не был доигран из-за коронавируса.
ЦСКА после победы во втором раунде над московским «Динамо» отдыхал 10 дней, а пауза для СКА продлилась чуть меньше — ровно неделю, но в Финал Конференции обе команды ворвались так, будто никакого простоя и не было. Команды с первых минут взвинтили темп. У петербуржцев особенно яркую карусель крутила тройка Михаила Воробьёва, а москвичи обошлись без долгих подходов и забили гол после первого же броска: Александр Попов качественно, а главное — эффективно закрыл на пятаке обзор для Ларса Юханссона, Максим Соркин попал от синей линии. Безусловно, основная ответственность за этот гол ложится на плечи бывшего игрока московской команды Мэта Робинсона, который откровенно проиграл собственный пятак.
Интересно, что 41-летний ветеран ЦСКА в начале второго периода допустил роковую оплошность — он не смог чётко отработать на своей позиции: не успел за Никитой Гусевым и заработал удаление. В серии против «Спартака» СКА забил всего два гола в большинстве. В первом же матче с ЦСКА этот компонент сработал с первой же попытки. Причем всё было сделано по уже работавшему в предыдущих раундах алгоритму: Микко Лехтонен мощно зарядил от синей линии, а Лео Комаров закрыл обзор Ивану Федотову. Новым было только участие Андрея Кузьменко, который ловко подрезал шайбу в ворота.
После гола СКА приободрился и до конца второго периода штурмовал ворота гостей. Москвичам не помогло даже удаление Евгения Тимкина. За две минуты с численным преимуществом ЦСКА не сильно загрузил Юханссона, а вот Бардаков очень перспективно убежал в меньшинстве, но не придумал, как переиграть крупного по габаритам Ивана Федотова, который, по слухам, после окончания сезона подпишет контракт с одним из клубов НХЛ.
За третий период соперники по разу не реализовали редкое большинство, хотя москвичи в формате «пять на четыре» выглядели очень опасно — в одном из моментов СКА ценой травмы спас Швец-Роговой, заблокировавший бросок Даррена Дица. Но решающую шайбу в первом матче серии неожиданно для всех забросил Александр Попов, который сумел быстро сориентироваться в непростом моменте и застать врасплох Ларса Юханссона.
Петербуржцы попытались было спастись с помощью шести полевых, но Владислав Каменев забил в пустые ворота и на корню пресёк вероятный камбэк СКА. Таким получился первый матч серии, в котором гости оказались сильнее со счётом 3:1.
После поражения в первой встрече игроки СКА выходили на лёд с реваншистскими мыслями, однако у ЦСКА в этой серии обнаружились сразу два талисмана — первый бросок в матче и Александр Попов. Во второй игре подряд москвичи открыли счёт с первой же попытки. Автором шайбы вновь стал Александр Попов, который подкараулил на пятаке неожиданный отскок от лицевого борта.
После очередного пропущенного гола в самом начале матча, петербуржцы принялись атаковать ворота Ивана Федотова с утроенной энергией. До первого перерыва они заставили голкипера ЦСКА совершить 16 сэйвов, но ничего по-настоящему опасного, по большому счёту, так и не создали.
Не помогли даже два подряд удаления Владислава Провольнева. Оба большинства петербуржцы свели к обстрелу ворот ЦСКА от синей линии. Как Микко Лехтонен ни старался, ничего результативного из его щелчков не вышло. Стоит отметить, что это для Лехтонена обыденность. Да, бросок у него сильный, однако весьма неточный. По статистике, из десяти бросков Микко лишь две шайбы доходят до вратаря. Мне кажется, что такого защитника эффективнее было бы использовать на правом борту — в противовес, например, Игорю Ожиганову. Тогда полнота идеи штаба Романа Ротенберга смогла бы заиграть новыми красками. Ведь если совместить креативность и силу, можно добиться достойного результата. Яркий пример: связка Тимашов — Стенквист в «Северстали».
Снова сработала очередная улитка от Андрея Кузьменко. Во втором периоде Кузьменко обнаружил в чужой зоне подключившегося к атаке Степана Фальковского, и тот броском под перекладину сравнял счёт. В самом деле, очень интересно: все в лиге уже знают, что Андрей постоянно применяет в атаке улитки, но каждый раз у него получается именно этим финтом отрезать двух, а иногда и трёх соперников. Такое явление надёжного, но всеми изученного финта больше характерно для футбола — стоит только вспомнить Малкома и его диагональное владение.
СКА снова добавил остроты во втором периоде и, в отличие от первой игры, одним голом не ограничился. Никита Гусев каким-то образом оказался в одиночестве на своей излюбленной позиции на лицевой линии и отправил шайбу в ворота с нулевого угла. Если честно, в первом матче мне показалось, что Никита отказался от идеи открывания под левый борт после игры за воротами. Себе я объяснял это наличием в обойме ЦСКА таких игроков как Провольнев и Дальбек, которые смогли перекрыть все три варианта возможного развития атаки из этой ситуации. Но оказалось всё проще: Никита пытался сместить акцент игры своего звена с активного перемещения по зоне на территориальное владение, но, как показал первый матч, эта теория не нашла практического обоснования в играх против ЦСКА. Поэтому Гусев решил вернуться к старой модели игры, наработанной месяцами.
Петербуржцы победили во втором мачте серии с излюбленным счётом 2:1 и нанесли ЦСКА первое поражение в нынешнем плей-офф. Однако третий матч «армейского» дерби оказался намного интереснее предыдущих двух вкупе. ЦСКА одержал победу со счётом 6:2, забросив все свои шайбы в третьем периоде. Попробуем разобраться, как хоккеисты СКА позволили сопернику так разорвать их шансы на победу. Честно, этот матч чем-то напомнил мне игру СКА против минского «Динамо», однако в этом случае СКА был в роли минчан, а «уничтожили» армейцев в третьем периоде, а не во втором.
Ещё по ходу игры я обратил внимание на перестановки в звеньях, начиная со второго периода. Видимых причин для них я назвать не могу, потому что игра во всех линиях петербуржцев мне казалась систематизированной и выдержанной как никогда раньше. Истинных причин и мотивов такого решения тренерского штаба никто не знает, но, ведя в счёте, начинать тасовать сочетания — не самое правильное решение, о чём хоккейная история не раз ранее уже твердила.
Кажется, за два периода СКА банально «наелся». Доминирование над ЦСКА достигалось огромным объёмом работы и очень интенсивным катанием. Иначе быть и не могло. Держать такой темп на протяжении всего матча невероятно сложно. Неудивительно, что не получилось сохранить такую же картину игры, поэтому в третьем периоде пошли провалы — как индивидуальные, так и командные.
ЦСКА и в первых играх серии здорово добавлял именно в третьем периоде. Вкупе с тем, что СКА подсел в решающем отрезке игры, это и привело к такому шквалу голов. Учтём ещё несколько позиционных и индивидуальных ошибок, которые опять же вызваны усталостью. Все эти факты уже не делают результат таким удивительным. По сути, москвичи сделали игру в третьем периоде, вытерпев и пропустив по минимуму в первых двух. Такой рисунок игры у них прослеживался и в первом, и во втором раунде плей-офф этого сезона.
Тренерский штаб и все игроки СКА учли каждую ошибку прошлого матча и в четвёртой игре серии сравняли счёт по победам с ЦСКА в очных матчах этого плей-офф, одержав победу со счётом 3:2.
Первым делом хочется выделить надёжную игру Ларса Юханссона, которому доверили последний рубеж даже несмотря на шесть шайб в предыдущем матче. Ларс с успехом воспользовался шансом реабилитироваться, совершив 33 сейва.
СКА действительно провёл серьёзную работу над ошибками — за всю четвёртую игру питерская команда совершила лишь две оплошности, что в игре против ЦСКА является достойным результатом. Как мы знаем, хоккей без ошибок не может существовать по определению. Как не раз уже замечали на пресс-конференции представители СКА: «Хоккей — игра ошибок».
ЦСКА вновь сыграл в любимом стиле — два периода копили силы, следили за действиями соперника, а потом шквал атак, бросков и моментов в третьем периоде. Разница лишь в том, что СКА оказался к такому готов. Во-первых, забросил во втором отрезке аж трижды, во-вторых, отоборонялся в решающем моменте.
Серия вернулась в Петербург при счёте 2:2. О том, как СКА вышел вперёд в серии и одержал победу при родных трибунах, в своём тексте подробно рассказали мои коллеги. Я, в свою очередь, сделаю пару выводов и поделюсь мыслями относительно этого матча.
Несмотря на результат мачта, СКА не хватило динамики при переходе между фазами атаки. Именно поэтому большинство моментов заканчивались передачами на свободный лёд. Партнёры не успевали за одним из игроков, старающимся держать темп всей игры, который был выгоден и эффективен для его команды.
Действия линии атаки и защиты ЦСКА нередко не были синхронизированы. Видно, что задачи каждого звена резко изменились в сравнении с другими играми, а сами игроки не сумели к этому привыкнуть.
Огромную роль в этой серии играет своевременная, а главное — чёткая смена звеньев по ходу игры ввиду высокой динамичности развития событий. Зачастую в этом противостоянии опасные атаки возникают именно по причине несвоевременной смены или же нерасторопности в ходе проведения смены звеньев.
У игроков СКА до сих пор сохраняется нерешённая проблема — они ничего не могут противопоставить высокому прессингу соперника, совершая глупые и необдуманные передачи на уже отрезанных или же вовсе закрытых партнёров, а игроки ЦСКА каждую такую неточность моментально читают.
Игроки каждой из команд привыкли доминировать над соперником, но в очных матчах «доминантным» должен быть лишь один коллектив. В каждом матче линия игры может быть сломана лишь из-за стремления выявить, кто же является «рецессивным» клубом. Именно в этом и заключается главное противоречие всей серии.
В начале шестого матча ЦСКА с первых минут наседал на ворота соперника и доминировал в стартовой двадцатиминутке. Это отражает статистика первого периода: 27–12 по броскам, 15–4 по броскам в створ, пять с лишним минут в атаке в пользу ЦСКА (против трёх у соперника).
Такое преимущество сложилось за счёт двух факторов — слишком осторожной игры СКА и контрпрессинга ЦСКА.
Осторожность СКА выражалась в отказе не только от позиционных атак, но и от высокого прессинга. В среднюю зону петербуржцы отправляли максимум двух игроков, пока трое остальных встречали соперника глубоко в своей зоне. Благодаря этому московские армейцы получали возможность заходить в зону соперника без сопротивления. Так, например, было на двенадцатой минуте, где на протяжении десяти секунд москвичей прессинговал только Евгений Кетов.
ЦСКА, наоборот, стремился закрывать как среднюю, так и чужую зону. Это получилось за счёт контрпрессинга (борьбы за шайбу в течение трех секунд после потери шайбы). Такие моменты были выгодны тем, что петербуржцы после отбора шайбы думали, что соперники отыграны, из-за чего тратили больше времени на принятие решений. Москвичи же резко выкатывались из-за спины и навязывали сопернику борьбу за шайбу, тем самым обрубая контратаки.
Во втором периоде из-за дальней скамейки ЦСКА не успевал после пересменки выстроиться в средней зоне для прессинга, благодаря чему СКА смог чаще выходить в контратаки и выровнял игру. Так, в предголевой атаке, после которой Федотов выронил шайбу из ловушки, два хоккеиста ЦСКА, выходя со скамейки, вынуждены были догонять петербуржцев, уже пересекавших красную линию.
Москвичи грамотно провели матч от обороны. В третьем периоде скамейка была уже ближней, благодаря чему они выстраивали прессинг в средней зоне так же, как в первом периоде. Из-за этого у СКА с трудом получалось входить в зону соперника. А выпустив шестого полевого игрока, армейцы с Невы не создали ни одного опасного момента и пропустили гол в пустые ворота.
Пожалуй, единственным светлым пятном, помимо Юханссона, в составе СКА было звено Кузьменко — Бардаков — Бурдасов. Оно организовало пять бросков в створ и было единственным звеном СКА, разыгрывавшим позиционные атаки.
СКА никак не может остановить третью тройку нападения ЦСКА Попов — Светлаков — Соркин. На счету этой тройки 10 из 17 голов ЦСКА в серии. В этой игре она не отличилась, однако нанесла шесть бросков и создала два убойных момента. Это говорит о том, что у ЦСКА есть запас в атаке перед решающим матчем серии.
На гол в первом периоде от Михаила Григоренко СКА ответил шайбой Валентина Зыкова во втором периоде. Уже в начале третьей двадцатиминутки Виталий Абрамов забросил победную шайбу, а всё тот же Григоренко поставил точку в этом матче, отправив шайбу в пустые ворота. Шестой матч чем-то напомнил первую игру серии, однако есть одно отличие — следующий матч наверняка станет последним в этом противостоянии.
Исход серии и имя второго финалиста Кубка Гагарина мы узнаем 14 апреля в Санкт-Петербурге. Начало встречи в 19 часов по московскому времени.
Текст: Дмитрий Некрасов
Фото: пресс-служба ХК СКА
Прокомментируйте первым "СКА — ЦСКА: один шаг до главных игр сезона"