После длительного перерыва, связанного одновременно и с высокой заболеваемостью в клубах, и с подготовкой к Олимпиаде, КХЛ вернулась с массой интересных матчей, которые входят в цикл плей-офф Кубка Гагарина.
Многие эксперты задолго до начала игр навылет рассуждали, какая команда способна сотворить сенсацию. В таких дискуссиях всегда особняком стояла череповецкая «Северсталь», и на это есть целый ряд причин.
Во-первых, по ходу сезона подопечные Андрея Владимировича Разина несколько раз уверенно обыгрывали топовые клубы — СКА, ЦСКА, «Металлург» и даже уфимский «Салават Юлаев», который к моменту первой встречи со «сталеварами» не имел ни одного поражения со старта Чемпионата. Во-вторых, «чёрно-жёлтые» отличаются дисциплиной и чётким выполнением поставленной задачи, что зачастую и становится определяющим фактором в играх навылет. В-третьих, в составе череповецкого клуба, по большому счёту, нет ни одной ярко выраженной «звезды», а большинство игроков просто получили шанс перезагрузить или развить свою карьеру, выступая за «Северсталь». Как мы знаем, в матчах за Кубок нередко всё решают именно «носильщики роялей», которых в составе команды Андрея Разина хоть отбавляй.
В плей-офф судьба свела «Северсталь» с московским «Динамо», что полностью повторяет первый раунд игр навылет прошлого сезона. Однако после двух матчей, сыгранных на арене московского клуба, «сталевары» уверенно ведут в серии 2:0, одержав победы со счётом 6:3 и 4:3 в первом и втором матчах соответственно. Таким образом, «рыси» уже сотворили 50 % сенсации, которую им пророчили несколько месяцев.
При этом существует группа болельщиков, которая утверждает, что динамовцы просто не адаптировались под соревновательный процесс — у москвичей давно не было игровой практики в официальных матчах. Также они уверены, что команде Андрея Разина помогает фарт, удача, везение и милость хоккейных богов. Однако, исходя из первых двух игр, можно привести несколько неоспоримых аргументов за то, что текущий результат является лишь плодом системной функциональной и тактической подготовки хоккеистов на протяжении всей «регулярки», параллельно с которой в рядах «чёрно-жёлтых» укреплялся единый командный дух.
Для начала предлагаю рассмотреть каждый из видов подготовки команды, которые я упомянул выше, и оценить прогресс по ходу регулярного чемпионата и как итог — первые два мачта плей-офф.
Функциональное состояние. С самого начала сезона у череповчан была проблема с выносливостью. Если с физическим состоянием у игроков всё было стабильно хорошо, то выносливость хоккеистов имела волнообразный вид. Ещё на предсезонке стало ясно, что долго находиться в статичном перемещении и пассивной обороне целому ряду игроков «Северстали» не просто трудно, а невозможно. Вследствие этого команда теряла выдержанный рисунок игры, а главное — сама занижала темп, который задавала в начале либо всего матча, либо конкретного игрового отрезка.
Да, на предсезонке этот факт можно было отчасти (подчеркну, что именно частично) списать на то, что команда находится под нагрузками, но эта же проблема оставалась у череповецкого клуба и далее. На мой взгляд, это определяется различным скоростным потенциалом игроков, который долго не мог сойтись в нужных пропорциях ни в одном звене команды. Однако уже к концу декабря тренерскому штабу Андрея Разина удалось свести проблему к такому формату, что этого минуса команды стало почти не видно. При этом одна слабость всех игроков оставалась — под конец третьего периода они заигрывались настолько, что смены приходилось сокращать до 15–18 секунд, вследствие этого борьбу за нейтральные шайбы вели один или два игрока против целого звена соперника. По этой причине спорные шайбы нередко были не в пользу «Северстали», что давало противнику некое преимущество.
В двух матчах плей-офф в аспекте физического состояния «чёрно-жёлтые» смотрелись намного лучше, нежели столичные хоккеисты. Интересное решение попытался применить Алексей Кудашов в первом матче серии, когда стало ясно видно, что «Динамо» проигрывает и в силовой, и в скоростной борьбе. Хозяева перешли на дикольцевую систему смены звеньев, то есть первое и третье звено выходили играть затяжные, но скоростные смены, а задача второго и четвёртого звена заключалась в том, чтобы за максимально короткий отрезок сбавить темп игры. Но в следующей же смене первое или третье звено уже могло задать нужный команде темп. Таким способом столичные хоккеисты могли менять темп несколько раз в течение минуты.
Однако тренерский штаб Андрея Разина прекрасно научил своих игроков бороться с похожими проявлениями «скоростных качелей». На мой взгляд, описанная схема ведения игры от хоккеистов «Динамо» является лишь частным случаем такого рода «качелей». Основной посыл нейтрализации резкой смены темпа игры заключается в расставлении игровых акцентов. Схема Алексея Кудашова способна давать плоды только лишь если обе команды в конкретный период времени сосредоточены на скоростной игре. Однако хоккеисты «Северстали», в силу своих габаритов, могли уверенно поставить акцент на силовую борьбу, которая просто не может сочетаться с частой сменой темпа.
Тактический прогресс и корректировка сущности смысловой позиции игры каждого хоккеиста. Ни для кого не секрет: чтобы какая-либо тактическая задумка или наработка действовала оптимально, требуются оптимальные сочетания игроков, которые будут подходить друг другу по стилю игры — либо дополнять друг друга, либо взаимозаменять. От этого будет меняться их роль на площадке.
Тренерский штаб Андрея Разина уже не раз демонстрировал, что далеко не «звёздные» игроки при правильном взаимодействии друг другом могут быть более эффективны, чем любое звено, собранное из топовых хоккеистов. Суть кроется также в правильном определении сильных сторон каждого хоккеиста и — в зависимости от этого — в поиске оптимального состава.
Но какие бы сочетания тренерский штаб ни выставил на конкретный матч, в целом, основная задумка и отличительные черты клуба сохраняются. Давайте сначала рассмотрим основные аспекты игры «Северстали» в обороне — как раз на примере первых двух матчей плей-офф.
Во-первых, череповчане достаточно внимания при игре в своей зоне уделяют потенциальным бросковым позициям, которые меняются в зависимости от расположения соперников. Однако к плей-офф у «сталеваров» уже выработалась оптимальная схема расстановки, которая подразумевает нахождение одного игрока на синей линии, двоих — на пятаке и ещё двое контролируют зону диагональных и прямых передач по всему периметру центра своей зоны. Данный вариант нейтрализует практически все опасные броски от синей линии, подправления на пятаке, улучшение позиции соперника путём смены борта атаки, а самое главное — у вратаря есть гарантия того, что трафик на пятаке обязательно будет локализован.
Теперь поговорим про атаку. Залог успеха «Северстали» именно в этих двух матчах в атаке заключается в двух компонентах: отточенное по ходу «регулярки» перемещение в зоне атаки, которое предусматривает смену роли игрока. Например, Даниил Вовченко, первоначальная роль которого — завершать комбинации прямым броском, несколько раз за эти две игры становился игроком чужого пятака и был готов подправить шайбу. А второй компонент — быстрое перемещение шайбы с завершением в одно касание. Получается, что череповчане делают акцент именно на бросках сходу, так как их отразить вратарю сложнее всего.
Если говорить про «Динамо», то у них в атаке можно выделить лишь один положительный момент — личное мастерство игроков, которое появлялось несколько раз за два этих матча. Достаточно вспомнить хотя бы первый гол столичного клуба во втором матче — Дмитрий Рашевский сам подобрал шайбу, сам прошёл нескольких игроков, бросил на высоте H15 и поразил цель. Кто-то скажет: «Молодец, он добился главной цели в хоккее — отправил шайбу в ворота соперника». Однако, на мой взгляд, хоккей — это, прежде всего, командная игра, а в этом случае можно лишь процитировать Анатолия Тарасова: «Забить — забил, а вот только тройка не работает, команды нет».
Подводя краткий итог вышесказанного, отметим: играть лишь за счёт индивидуального мастерства против системной обороны довольно сложно, именно поэтому «Динамо» испытывает некоторые проблемы в атаке. Всё это происходит из-за того, что у тренерского штаба москвичей в этом сезоне не сложилось чёткой структуры, к которой они пришли бы и придерживались бы. А вот «Северсталь» такую задачу реализовать смогла.
Но стоит рассмотреть ещё одну очень важную деталь. В составе «чёрно-жёлтых» очень часто появляется два наигранных сочетания — одна тройка атаки и пара обороны. Во-первых, это связка Вовченко—Кодола—Пилипенко, а также Николай Тимашов и Якоб Стенквист. Ещё в начале сезона эти игроки имели совершенно другую задачу, отличную от нынешней. Например, Даниил Вовченко и Владислав Кодола должны были лишь создавать больше креатива в атаке, но их пришлось перепрофилировать под самостоятельное завершение атак. А вот Якоб Стенквист, ещё до своей травмы, был больше прямолинейным игроком. Сейчас именно этот защитник привносит основную долю креатива в защиту «Северстали».
Проход череповецкой команды в плей-офф и победа в первых двух мачтах — результат долгой, глубокой, многопрофильной и обширной работы всего штаба «Северстали». По этой команде видно, что она планомерно готовилась к плей-офф и подошла к матчам навылет в своих лучших кондициях. Однако важно и то, что каждый игрок учитывает ошибки прошлой серии против «Динамо» в марте 2021 года.
Следующие матчи серии состоятся в Череповце 6 и 8 марта. Начало обеих встреч в 17:00.
Текст: Дмитрий Некрасов
Фото: пресс-служба ХК «Северсталь»
Прокомментируйте первым "Плей-офф КХЛ. «Динамо» — «Северсталь»: успех «рысей» — везение или системность и выдержка?"