О запланированном на июнь фестивале «Культурный ВыборГ. Адаптация», о скорой премьере «Женитьбы Фигаро», о жизни во время локдауна и о планах на ближайшие годы Охтинскому пресс-центру рассказал художественный руководитель — директор Театра «На Литейном» Сергей Анатольевич Морозов.
— Сергей Анатольевич, упоминаний о подобных фестивалях в Выборге, проходивших ранее, мы не нашли. Получается, такое событие пройдёт впервые?
— Наверняка в России подобные мероприятия проходили, но для нас это первый опыт проведения столь масштабного фестиваля на территории Ленинградской области. Есть надежда, что он станет традиционным и будет перемещаться по городам нашего региона.
В прошлом году мы запустили новое для нас направление деятельности — проект «Театр + Музей». Спектакли нашего театра играются в пространстве музеев — в залах или, что намного интереснее, под открытым небом. Мы показывали спектакли в Ивангородской крепости, развивается сотрудничество со Старой Ладогой, в пушкинские дни будет сыгран спектакль в Приютино, в природном, архитектурном пространстве уникальной усадьбы…
— Сайт-специфик?
— Не совсем. Сайт-специфик спектакль, как правило, сразу создаётся для конкретного места. Мы же создаем версию уже существующего спектакля, адаптированную к интерьеру или экстерьеру.
Но вернёмся к Выборгу. Узнав о нашем проекте «Театр + Музей», директор Выборгского музея-заповедника Валентин Белоусов предложил провести совместную акцию. Из идеи одиночного мероприятия наш диалог развился до трёхдневного фестиваля с программой, включающей в себя более десятка пунктов. Её можно разделить на три части. Первые две — спектакли, адаптированные для показа в Выборгском замке. Детские спектакли, которые будут показаны, в первую очередь, представителям социально незащищённых категорий: воспитанникам детских домов, членам многодетных семей и другим. Вторая часть более серьёзная — вечерние показы наших взрослых спектаклей. Это «Перемирие», «Тот самый М.» по пьесе Григория Горина и «Волшебное кольцо».
Третья часть, которая придаёт мне больше всего азарта, — драматургическая лаборатория. Уже сейчас три молодых драматурга, выпускники мастерской Натальи Степановны Скороход, создают три текста.
Первый текст посвящён прошлому Выборга. Он будет создан на основе архивных документов. Мы очень хотели погрузиться в финскую часть истории этого города, найти и оживить конкретные свидетельства его жизни в досоветский период. К сожалению, нам мешает языковой барьер, документы создавались на финском языке. Поэтому мы работаем над темой первых советских переселенцев — людей, которые пытались вернуть к жизни чужую для них на тот момент территорию.
Для второго текста молодой драматург и по совместительству наш редактор социальных сетей Полина Коротыч интервьюирует современных выборжан на тему, что такое для них Выборг сейчас.
Для третьего текста мы проводим интернет-опрос жителей Выборга о том, каким они хотели бы видеть свой город через 50–70 лет. Это будущее Выборга.
Три текста будут представлены творческими силами театра «На Литейном» в жанре читки или в виде эскизов спектакля. Очень важно, чтобы за этими читками последовал диалог со зрителем. Мы, безусловно, будем приглашать к участию в этих дискуссиях руководство региона и города, чтобы они также стали участниками диалога о прошлом, настоящем и будущем уникального для России населённого пункта. А сборник из трёх рождающихся сейчас пьес, который будет напечатан по итогам фестиваля, — это материальная фиксация той адаптации, которую мы проделываем вместе с соавторами текстов.
Открытие фестиваля пройдёт при содействии Ансамбля народных инструментов Ленинградской области «Метелица» под руководством Игоря Тонина. Будет исполнена литературно-музыкальная композиция, посвящённая Александру Невскому, — в День России 12 июня, в год 800-летия Александра Невского при альянсе двух культурных институций Ленинградской области.
Столь насыщенная трёхдневная программа стала для нас в некотором смысле вызовом самим себе: «Справимся или нет?» При этом в Комитете культуры и туризма Ленинградской области предварительно одобрена идея, чтобы в следующем году подобный фестиваль прошёл в другом городе региона. Скорее всего, это будет город, выбранный столицей празднования Дня области. Праздник мигрирует каждый год по районам области. На мой взгляд, это крайне логично. Это даёт возможность руководству региона адресно и постепенно приводить в порядок всё больше населённых пунктов. А мы поддержим следующую столицу своим творчеством.
Мы уедем в Выборг на три дня и остановим работу театра в Петербурге, чтобы сделать интересное событие, которое, надеюсь, будет любопытно и выборжанам, и туристам.
— Задача обязательно подготовить полноценные эскизы не стоит? Достаточно только читок?
— Главная задача: чтобы наши тексты вызвали последующий диалог — как населения города, так и властей.
Мой тёзка Сергей Иванович Морозов, бывший губернатор Ульяновской области, однажды пришёл на спектакль Молодёжного театра, который назывался «Город У. Родина талантов». Вот такая игра слов. Спектакль был составлен из интервью, взятых на улице у реальных ульяновцев. Многие говорили довольно жёсткие вещи в отношении власти, аргументируя их реально существующими в городе проблемами. Сергей Иванович посмотрел этот спектакль, ничего не сказал в тот же день, а на следующий день на аппаратном совещании областного правительства, которое транслировалось в Интернете, сделал разнос чиновникам, нерадиво относившимся к исполнению своих обязанностей. «Вас уже в театре пропесочивают, а вы сидите на своих местах ровно! Делайте что-нибудь!» — заявил он. И многие проблемы действительно начали решаться после того, как были озвучены со сцены.
Мне кажется, это правильный вариант взаимодействия с властью. Наш фестиваль внесён в сетку мероприятий, запланированных к посещению Губернатором Ленинградской области Александром Юрьевичем Дрозденко. Получится ли у Губернатора и руководства района посетить его, не знаю. Но то, что наши тексты будут отправлены людям, от которых зависит жизнь в Выборге и в Выборгском районе, я гарантирую. Мне важен такой диалог. Для меня этот фестиваль (с учётом лаборатории) — географическая и историческая самоидентификация для выборжан.
— Вы и ваши коллеги уже приезжали в замок, уже вели подготовку на месте?
— Мы осматривали площадки. Определились с двумя локациями для спектаклей (это верхний и нижний дворы), есть помещение для читок.
— Почему именно такой выбор спектаклей: «Перемирие», «Тот самый М.», «Волшебное кольцо»?
— Конечно, есть технический момент — не все спектакли возможно адаптировать к показу на территории замка. Но в первую очередь, мы выбирали спектакли, сюжет которых так или иначе пересекается с замком, крепостью, стариной.
Прошлым летом мы играли «Перемирие» Алексея Куралеха в постановке Юлии Ауг (лонг-лист Премии «Золотая маска» — 2020, две номинации на Высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит») в Ивангородской крепости, это был невероятно интересный опыт. Тексты про войну очень сильно звучали там, где пространство пропитано этими темами, размышлениями, событиями. Тексты в «Перемирии» жёсткие, острые — даже по лексике. Сначала даже у меня было некоторое напряжение, когда они звучали у стен православной церкви XV века, но потом я вдруг понял, что люди, населявшие эту крепость 4–5 веков назад, были столь же поглощены идеей защиты своей Родины и столь же резки в выражениях. При этом, возможно, им так же удавалось сохранить чистое и пылкое сердце. «Перемирие» — спектакль о границе, о войне, о моральном выживании во время войны. Стены реального замка в пограничном городе помогут звучать спектаклю очень точно.
«Тот самый М.» — что ж, можно представить, как в одном из подобных замков существовал реальный или нереальный барон Мюнхгаузен. Пусть не на Северо-Западе России, а в центре Европы.
А закрывает фестиваль спектакль «Волшебное кольцо». Совсем недавно он стал лауреатом фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям», получил Гран-при и приз за лучшую мужскую роль. На стационаре мы играем этот озорной спектакль для детей. Но в фестивале он будет показан дважды. И второй показ будет иметь маркировку «18 +». К тексту Бориса Шергина ничего не будет добавлено. Но в полной версии текста сказки и с некоторыми изменениями акцентов спектакль приобретает взрослое — острое, едкое, местами солёное звучание. Взрослый юмор и взрослый смысл очень хорошо воспринимаются взрослыми зрителями — мы проверяли это во время Ночи искусств.
— А не планируете провести подобный фестиваль в Тихвине?
— Мы недавно разговаривали с Лесей Анатольевной Колесниковой, директором Музейного агентства Ленинградской области. Она говорила: «Обратите внимание на Тихвин». Там можно сделать что-нибудь очень интересное, особенно в здании музея Римского-Корсакова после ремонта. Музей не сразу будут заполнять экспонатами, дом должен отстояться после реставрации.
Мне очень интересен Тихвин. В этом году столицей празднования Дня области будет Всеволожск, в следующем — Тосно. Если сравнивать исторические и культурные пласты Выборга, Тихвина, Гатчины, Лодейного Поля с Тосно, всё-таки масштабы разные. Не в обиду тосненцам будет сказано.
— Сергей Анатольевич, что нового Вы, как постановщик спектакля, хотите привнести в «Женитьбу Фигаро»?
— Неслучайно сейчас вышли сразу несколько спектаклей по «Фигаро»: в Театре комедии, в «Зазеркалье». Идея постановки в нашем театре пришла во время вынужденной паузы год назад. Мне кажется, пьеса настолько полнокровная, сочная, ароматная, что этой премьерой я попытаюсь восстановить все ощущения — запаха жизни, вкуса жизни, тактильные ощущения.
Я хочу сделать спектакль-«батарейку», который мог бы заряжать энергией жизни и нас, как его участников, и зрителей. Мы продолжаем жить с ощущением тревоги, с непростыми новостями, в подвешенном состоянии, и зрителю как никогда нужно ощущение внутренней свободы, свободы дыхания полной грудью, которое есть в этом материале. Он может дать нам азарт, хорошее хулиганство.
Не хочу делать спектакль Вопреки (например, пандемии). Хочу делать Во имя — во имя зрителя, во имя театра. Вижу, что люди тянутся к «солнечным» спектаклям, и мне хочется создать спектакль-праздник.
В каждом времени «Фигаро» звучит по-своему. И сейчас я ставлю перед собой вызов: «А сможем ли мы жить в полную силу, дышать в полную силу?» Именно в этой пьесе, как ни в какой другой, для меня присутствует ощущение квинтэссенции жизни. Поэтому в спектакле играют люди, которые могут любить, жить, летать, шутить. Да, не всё просто. Мы ищем у каждого персонажа больные точки. Но в первую очередь артисты находят в себе смелость открываться чувствам, любви, юмору. Именно в этом отличительная особенность нашего спектакля.
— Вы упомянули ощущение тревоги и опасения. Как театр пережил пандемию?
— Когда после долгого перерыва мы вновь вернулись к очной работе, я благодарил коллег за фантазию, энтузиазм и внутренний тонус, особенно проявленные в онлайне в апреле и мае. У театра как у коллектива есть своеобразные биологические часы: мы мыслим и живём от лета к лету. Один театральный сезон, следующий. Поэтому, когда мы вынуждены были резко остановиться в марте 2020 года, энергия творческого разгона, ещё не до донца израсходованная до конца сезона, позволила нам активно существовать в интернете.
Мы выдавали по несколько различных постов в день в социальных сетях. В какой-то момент я попросил даже немного снизить активность, потому что мы не успевали обрабатывать весь материал: параллельно проходили чтение сказок детям, театральные байки, подготовка к «Бессмертному полку онлайн», чтение «Василия Тёркина» накануне Дня Победы. И это не считая дней рождения, Дня России. Было настолько интересно всё это наблюдать и в этом участвовать, что я был восхищён. Особенно я горжусь проектом «Репертуар марта — апреля онлайн», когда все спектакли состоялись в назначенные даты. Пусть переосмысленными для онлайн формата (участники сцены могли находиться в разных городах), но в 19 часов каждый день зритель мог прикоснуться к спектаклю из нашей афиши.
Скажу без ложной скромности: немногие коллективы Петербурга могли похвастаться такой же активностью, с которой мы провели апрель, май и начало лета.
Что касается здоровья: немного народа переболело летом, больше в районе Нового года, во время второй волны. При этом мы постарались сделать всё, чтобы не было серьёзного урона. Один наш коллега очень серьёзно болел летом, два человека серьёзно переболели зимой. По крайней мере, обошлось без жёстких последствий, за исключением очень грустной для нас истории. Наш замечательный Заслуженный артист Александр Михайлович Жданов из-за пандемии не смог пройти полноценный курс восстановления после онкологического заболевания, когда уже пошёл на поправку. Но, в связи с недополученным лечением, уже в начале 2021 года его не стало. Это серьёзная рана для нашего коллектива.
Я очень благодарен нашим зрителям. Я думал, что процесс восстановления зрительского спроса на спектакли будет проходить дольше. Когда мы 12 сентября открыли 112-й театральный сезон, очень быстро подошли к максимальному спросу сначала на 50% наполняемости зала, потом на 75%. По сей день, конечно, театр проводит все необходимые профилактические мероприятия — дезинфекцию и термометрию, ношение масок. И мы верим, что больше не будет столь жёсткой для нас остановки деятельности.
— И последний вопрос: как прошли в театре предыдущие пять лет, и что ждёт вас в будущем?
— В течение пяти лет репертуар театра пополнялся только уникальными для Петербурга, а порой для России и даже для мира названиями. Есть несколько пьес, написанных специально для нашего театра: «У меня есть сердце» Ксении Никитиной, «(Не)принятый вызов» Веры Павловой. Сделаны инсценировки — «Лавр», «Гекатомба. Блокадный дневник». Прошла петербургская премьера пьесы «Человек из Подольска» (в «Приюте комедиантов» спектакль появился уже после нас). «Превращение» Кафки — не новое название на сцене, но покажите мне театр, где оно также идёт. Возникли необычные форматы: например, интерактивный спектакль в фойе «Тот, который сказал “Не верю!”», мультипликационно-музыкальный спектакль «Я озвучиваю мультик».
Мы сознательно продолжаем и будем продолжать «традицию новаторства», которая всегда существовала в этом театре. Одна из ближайших премьер состоится по итогам «Первой читки», которая проходит у нас в рамках Володинского фестиваля. Пьеса будет поставлена молодым режиссёром Иваном Рябенко в начале следующего сезона.
Но ближайшими премьерами мы также вернемся к классическим произведениям. Важно, чтобы подход к классике был в энергетической вибрации, соответствующей сегодняшнему дню. Помимо «Женитьбы Фигаро» идёт работа над «Бегом» Булгакова в постановке Романа Агеева — интересная экспериментальная работа.
Кроме того, мы готовимся к серьёзному этапу в жизни театра — к капитальному ремонту. Проект подходит к стадии завершения. Последний серьёзный ремонт в нашем здании проходил в пятидесятые годы прошлого века. Понятно, что мы не можем оставаться на том техническом уровне. Нужно двигаться дальше.
Я благодарен Александру Юрьевичу Дрозденко, который держит наш ремонт на личном контроле и при встрече всегда спрашивает: «Как дела? Как двигается?» Поскольку мы находимся в центре города в жилом здании, которое является памятником архитектуры, по ходу работы всплывает множество нюансов. Мы рассчитывали, что подготовимся и начнём ремонт в 2022 году, но указанные обстоятельства подарили нам ещё год присутствия в родных стенах. «Подарили» — можно говорить как в буквальном, так и в переносном смысле.
— Получится ли серьёзно заменить начинку сценической коробки? Например, хотите мобильную сцену, как в «Буффе» или в БДТ?
— Сцена и зал находятся на первом этаже, фундамент здания очень близко. Глобально что-то изменить не получится, но целый ряд серьёзных новшеств, механизация, возможности работать с высотами, безусловно, в проект заложены. Запланирована даже модификация зрительного зала. Позицию качественной реновации разделяет и руководство Ленинградской области: если делать капитальный ремонт, то делать его так, чтобы получить одну из наиболее современных площадок в Петербурге. И чтобы новшества оставалась актуальными для театральных условий на протяжении двадцати — двадцати пяти лет.
Естественно, в процессе ремонта, который явно продлится не менее полутора лет, будет готовиться репертуар, который сможет использовать новые технические возможности. А пока мы предполагаем, что частично будем обитать во Дворце искусств Ленинградской области — бывшем ДК Горького. Поэтому нам нужны спектакли, которые бы органично вписывались в этот крайне непростой для театральной деятельности зал.
Интервью: Евгений Веснин
Фото: Сергей Рыбежский, Лариса Тиктинская
Прокомментируйте первым "Сергей Морозов: «Создавать спектакли не Вопреки, а Во имя»"