В понедельник, 22 марта, на платформе Zoom прошёл спектакль «Соседи», созданный Центром толерантности Еврейского музея в Москве и посвящённый теме национальных предрассудков.
За прошедший год мы успели привыкнуть к столь странному на первый взгляд явлению как онлайн-спектакли. Но в наше время стремительного наступления киберпанка театр всё равно остаётся одним из последних бастионов искусства человека-художника, а не человека-автомата. Вместо сцены — окошко в Zoom, вместо аплодисментов — комментарии «спасибо» и эмодзи в виде ладошек.
А если спектакль не только проходит онлайн, но ещё и создан в формате форум театра? Тогда вообще ничего привычного для типичного восприятия спектакля не остаётся.
В форум-театре нет сцены, нет профессиональных актёров и драматургов. Спектакль проходит в три этапа. Сначала разыгрывается ситуация на заданную тему из нескольких сцен. На самом напряжённом моменте режиссёр останавливает спектакль и предлагает зрителям поразмышлять, что может случиться дальше, описать персонажей и подискутировать о том, каким должно быть поведение персонажей, чтобы ситуация приобрела другой исход. Позже, учтя мнения зрителей, актёры разыгрывают сцены заново.
Сюжет в «Соседях» такой: между подростками возникают романтические отношения, но усложняет всё то, что парня зовут Магомед, а девушку — Ксения. Таких национальных нестыковок наша суровая средневековая действительность принять не может, даже несмотря на светлое чувство первой влюблённости. Ситуация накаляется благодаря брату Ксюши — расисту Севе, который является инициатором конфликта с Магомедом. В итоге всё заканчивается полицейским участком и выдвинутым Ксюше ультиматумом. На этом моменте режиссёр останавливает спектакль, и начинается обсуждение.
Обсуждение помогает понять персонажей и посмотреть на них с разных сторон. Кто то считает Ксюшу очень уступчивой, не умеющей отстаивать свои границы, а кто то — тряпкой. Для одних Сева категоричный узколобый молодой человек патриархальных взглядов, для других — брат, переживающий за свою сестру.
«Что можно изменить?» — такой вопрос задаётся зрителям. Если вы подумали, что в этой части разрешается создать толерантный манямирок без изъянов, то спешу огорчить вас. Скорректировать можно поведение только одного персонажа, остальные же остаются со своими тараканами. Так же, как и в жизни. Нужно стараться преодолевать себя, а не реальность, не пытаться переиначить окружающих — это ведёт лишь к ещё большему разочарованию.
Если актёр казался недостаточно убедительным, то кому-либо из зрителей предоставлялся шанс самому поучаствовать в сцене: убедить Севу не лезть не в свое дело, поспорить с Магомедом о коротких юбках и целомудрии, отстоять личные границы, встав на место Ксюши.
В московских школах и колледжах спектакль смотрели целыми классами, поэтому с активностью зрителей всё было в порядке.
Форум-театр — методика интерактивной работы, направленная на решение социальных проблем. Её сущность — поиск в рамках предложенного спектакля путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.
Текст: София Обамби-Дион
Фото: сайт Центра толерантности
Прокомментируйте первым "Симулятор патриархальной действительности или Как не стоит общаться с людьми"