Премьера фильма «Осторожно, дети!» режиссёра Анны Сичинской прошла на студии «Лендок» 9 февраля. Фильм уже вышел в прокат в Москве.
Снимался фильм в Петербурге, ещё в условиях локдауна. Сразу стоит признать: и картина в целом, и её визуальная составляющая получились довольно качественными, но излишне идеалистичными. Оттого фильм и кажется несколько нереальным, хотя проблемы, лежащие в основе сюжета, действительно важны и знакомы едва ли не каждому.
В возрасте 12–14 лет принять факт развода родителей и вправду тяжело. Не секрет, что такое событие в любом случае повлияет на детскую психику. Ситуацию усугубляет и наличие младшего брата или сестры, а это значит, что можно смело забыть про личное пространство, спокойное существование и не разделённую ни с кем любовь родителей. Иногда кажется, что если мама сутками пропадает на работе, а основную часть своего внимания тратит на младшего ребёнка, то тебя, старшего ребёнка, не любят. А если родители ещё и не понимают друг друга, то абсолютно непонятно, как можно помочь им сохранить своё счастье.
Главная героиня Настя предпринимает странное и уж слишком рискованное решение — «потеряться» по дороге в деревню к бабушке, куда нерадивые родители опрометчиво отпустили своих детей одних. Конечно же, в итоге они теряются уже нешуточно, в дороге с ними случаются различные приключения, но Настя с младшим братом всегда находят выход (ситуации эти также абсолютно нереалистичны). После пережитых трудностей и ночёвки в доме лесника, пока родители ищут детей по всему лесу (особо правдоподобно выглядит мать: бизнес-леди на каблуках и в брючном костюме, сразу с работы — в лес, нельзя же терять время), те, ввязавшись в очередную историю, в лучших и старейших традициях кинематографа всё время ускользают, опережая своих родителей буквально на шаг. В конце концов, в прекрасно отделанной и оборудованной областной (!) больнице происходит воссоединение семьи.
Представьте, что у вас потерялись дети. Безусловно, это ужасно, но вы всё-таки попробуйте. Так вот, если бы вы потеряли детей по вине (хоть и косвенной) вашего безалаберного партнёра, с которым у вас и так всё идет к расставанию, а потом, сбиваясь с ног, искали бы их по всей области, то после успешного обнаружения (если это вообще случится), мне кажется, что первым делом вы выскажете всё, что успели надумать за это время. В фильме же счастливая семья крепко обнимается. План дочери удался, и в эпилоге нам показана идиллическая картина семейного отдыха.
А теперь вернёмся к реалиям. История настолько «вылизана» и нереалистична, что в трагедию семьи совершенно не получается поверить. Начиная с того, что среднестатистический житель Петербурга возраста главной героини, увидев богатый интерьер квартиры, престижную гимназию и прочие блага, отнесётся к семейному конфликту на экране как минимум несерьёзно. И заканчивая тем, что «хэппи-энд» смотрится абсолютно нелогичным и незаслуженным. Кроме того, львиная доля приключений показана чуть ли не сюрреалистично. А поскольку картина позиционируется как детская, она может показать этим самым детям не самый добрый пример. Взять хотя бы момент, когда Настя пыталась вернуть украденные ребятами постарше вещи. В реальности такая смелость, а точнее — безрассудность может привести к гораздо более горьким последствиям, нежели те, что были показаны в фильме.
В конце концов, ситуация в семье не такая уж и плачевная. Мама забирает детей из школы, а это уже важное проявление родительского внимания, которого многие были лишены. Да и вообще, «Осторожно, дети!» смотрятся как слишком слащавая и оттого ухудшенная версия «Нелюбви» Андрея Звягинцева. Конфликт в фильме Звягинцева был по-настоящему оправдан. Антон из «Нелюбви» был нежеланным ребёнком, а его родители были готовы отдать его куда угодно: хоть бабушке, хоть в детдом, хоть вечно перебрасываться им друг с другом, «как мячом футбольным, от игрока к игроку, от ворот к воротам», лишь бы уже заняться своей жизнью и избавиться от, как им казалось, балласта. Здесь же дети сбегают ради того, чтобы их родители отправились вместе на поиски, и таким способом снова поладили. Концовка у Звягинцева оставляет зрителя с чувством внутренней пустоты и осознанием: «Я никогда не буду таким, как они». Финал картины «Осторожно, дети!» вызывает скуку и пробуждает лишь одну мысль: «Всё настолько банально?».
И всё-таки я осознаю, что сравниваю позднюю работу опытного Звягинцева и дебютный фильм молодой режиссёрки. Да, для дебюта это неплохой фильм, который многие смогут назвать актуальным.
Можно отдельно оценить работу оператора-постановщика Ивана Макарова, да и весь визуал. Пролёты камеры над шоссе на дроне, к примеру, сняты очень плавно. Сама картинка сочная и чёткая.
Все актёры справились со своими ролями. Даже самые маленькие исполнители отыграли действительно качественно. А вот монтаж неидеален, но и не откровенно плох. В паре моментов встречались оборванные кадры: скажем, в моменте, где Настя убегала по лесу от подростков, а камера снимала её снизу.
Фильм был снят на деньги, полученные в качестве гранта Министерства культуры. Средства точно не пропали даром: визуально работа выглядит качественно и вполне сможет стать тёплым фильмом для семейного просмотра. При этом картину можно отнести к типичным образцам массовой культуры.
Елизавета Нилова, исполнительница роли матери:
«Это удивительное приключение: это кино, этот жанр, эта история. Это час двадцать энергии. Ведь детское кино и должно быть таким — приключенческим, энергичным и динамичным. Кино про семью, про отношения между детьми, между родителями и детьми и про то самое поколение “X”, “Y”, “Z”… Как его только ни называют. Но проходят десятилетия, а переживания и чувства остаются всё те же. Это та самая история, которая соединяет семью из разрозненности в единое целое».
Текст: Алиса Витковская
Фото: кадр из фильма
Прокомментируйте первым "Осторожно, детское кино!"