В конце октября Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) в тринадцатый раз провёл Международный конкурс-фестиваль «Актёрское мастерство языком пластики».
Пандемия очень серьёзно отразилась на театральной жизни. Смотреть спектакли из зрительного зала стало невозможно, а, будучи записанными на видео, они звучат совсем не так, как вживую. Несмотря на это институт принял решение перевести конкурс в онлайн, так что участники и члены жюри провели все три тура, прильнув к экранам ноутбуков.
Пластический конкурс — это не просто представление драматических постановок. Они ограничены по времени (не более получаса) и главными являются не режиссура, риторика или выбор литературной основы, а язык тела и сценическое движение. В основном были показаны театральные этюды — зарисовки на тему, которую выбирали сами участники.
В театральном институте есть ряд необычных дисциплин, которые могут удивить непосвящённого человека. В каком другом месте студентов будут обучать искусству фехтования или жонглирования? На первый взгляд, где может пригодиться умение делать выпады? Но театральный язык сложен и не буквален. Порой и стычка влюблённых на сцене может быть показана через сражение на шпагах или ловкое перебрасывание теннисных мячей. Актёр должен мастерски владеть своим телом и ни на секунду не терять концентрацию. Гибкость сочетается в них с силой, плавность движений — с выносливостью. Поэтому с первых курсов студенты проводят время в залах, где тренируются, оттачивая такие неочевидные на первый взгляд навыки.
С танцем всё кажется более понятным. Это и приём режиссёрской мысли, и, зачастую, зрелищная и чувственная постановка номера. Театр использует все возможные виды танца — от полуакробатических движений, исполняющихся на котурнах, до вальса, фламенко, хип-хопа, и брейк-данса. И каждый может являться символом или метафорой, раскрывающей прочтение произведения.
Более 120 участников из России, Казахстана и Польши представили постановки в пяти номинациях: «пластический спектакль», «танец», «сценическое фехтование», «сценическое движение» и «пластический перформанс».
В номинации «Танец» первое место заняли два этюда Московского финансово-промышленного университета «Синергия». «За мечтой» — этюд по «Чайке» Чехова. Трепетная, рвущаяся птица с заломанными крыльями Крыдченко звучит пронзительно. Нервные движения, белая рубашка, пластика юного тела раскрывают метафору призрачной свободы человека. Нина сама постепенно превращает белые крылья в смирительную рубашку. В «Трёх сестрах» к Крыдченко присоединяются Исакович и Харьковская. Характер каждой сестры складывается из индивидуальной пластики и мимики актрис, создавая необычный ансамбль.
Второе место было отдано зарисовке студентов РГИСИ «24 часа». Белоусова и Маковийчук разыграли драму эмоционального выгорания пары. Танец с акробатическими поддержками о тяжёлом переживании расставания.
Третье место получила пара Гавришиной и Грибенюка из Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского с танцем «Мир и война». Сражение за мир, символизирующийся глобусом, на этот раз выигрывает мир — маленькая девочка в белом костюме.
Массовый номер в танце был выделен в отдельную номинацию. Первое место заняли представители СПбГИКиТ с номером «Тишина». Все в чёрном, видны лишь босые ноги и руки. Рисунок складывается из движений высвеченных частей тела. Стук сердца, тишина, времени будто больше не существует.
На втором месте — «Горы» из ЧГИК. Танец-картинка синхронности, борьбы — о человеке, требующем показать ему путь в жизни. Если смысл хранится где-то в горах, он пройдёт туда «И днём, и ночью».
РГИСИ занял 3 место с номером «В Лондон» — отрывком из постановки «Три мушкетёра». Четверо красивых юноши под органную музыку и барабанный бой отправляются защищать честь Франции.
Первое место номинации «Сценическое движение» открывается ГИТИСом, представившим этюд «Пластическая работа с виолончелью». Партнером Мухаммадиевой оказывается альт. Взаимодействие актёра и предмета превращает последний в участника действия.
«АНО» ИТИ им. нар.арт. СССР И.Д. Кобзона получило второе место. Из ниоткуда, из полной темноты, под нагнетающую музыку появляется пара Назарова и Бигмуллиной. Освещены лишь их белые рубашки. Красивая акробатическая зарисовка.
Невероятно трогательная «Сломанная шкатулка» ИТИ им. нар.арт. СССР И.Д. Кобзона разделила третье место с «Историей» РГИСИ. «Шкатулка» с совершенно пластилиновой Игониной, повисающей на руках Лосева и не готовой отпустить своего партнёра, смотрится красиво, смешно и очень грустно. Фигурки неразделимы всю свою жизнь и смогут остановиться, только если механизм сломается.
«История» — пластический отрывок. Мир создаётся из пластики Поляковой и Чигасова. Мягкие движения, нечёткие линии.
Следующая номинация — «Сценическое фехтование». Её открыли «Супружеской сценой» РГИСИ. Страстная сцена с Милютиной в роли Миледи и Мишкевич в роли графа де Ла Фер. Миледи с автоматом Калашникова и в блестящих чёрных кожаных штанах борется с мужем, ни в чём не уступая ему по мастерству фехтования и приёмам борьбы. В этой номинации никто не упустил возможность использовать романтическую подоплёку всех сцен фехтования. Второе место заняли студенты училища имени М.С. Щепкина при ГАМТ со сценой «Учитель фехтования», где прекрасная барышня соблазняет соперника. Благо, в театральных институтах несложно найти роковую красотку. А вот в «Синдроме Тарантино» РГИСИ, занявшем 3 место, Рыжова обходится без дамских штучек и наравне с остальными киллерами — Носковым и Заяшниковым — бьётся так, что Тарантино остался бы ею доволен. Изрешеченные тела в финале очень смешно падают наземь.
В номинации «Массовые номера» призёры выстроились в такой последовательности: Гран-при получила постановка «Нарушение эдикта» из РГИСИ, «Клиффхэнгер» Института современного искусства — первое место, «Амок» из ЯГТИ — на втором и «Реванш» из РГИСИ — на третьем. Время меняется, и сражаться в тишине уже сложно. Поэтому битвы в «Нарушении эдикта» сопровождаются рэпом, актёры обуты в белые модные кроссовки. Конечно, это уместно, если ты не мушкетёр и не испанский идальго.
Номинация «Пластический перфоманс» оказалась наиболее подходящей для польской актёрской студии им. Александра Севрука и Академии театральных искусств им. С. Выспяньского. Первые два места были присуждены студентам студии с номерами «Дориан Грей» и «Настасья Филипповна». В движении они создали образы героев, кипящих внутри, неспособных справиться со своими демонами. Третье место получила Академия с постановкой «Не теряйся» о выпавших из реального мира людях. Они не видят ничего, что не транслирует им экран телефона. Всё работает как часы, пока один из смартфонов не разбивается.
В «Массовом пластическом перфомансе» первое место было разделено между «Титанией и Обероном» из РГПУ им. Герцена — танец-противодействие длинноволосых фей и красавцев-сатиров и “Rawwar” из РГИСИ — ярким, вызывающим сопереживание этюдом со взрывающимися на войне «бомбами» из воздушных шариков. Второе место занял номер «Я» из РГИСИ — перфоманс о том какое оно, «Я», когда я стал взрослым. Я боюсь, я радуюсь, я смелый, я прячусь. Это всё я. Третье место заняла постановка «По мотивам Розова» из ЯГТИ — отрывок с перформативными приёмами, тикающей клеткой-временем, танцами и с тягучим мотивом утраты близких на войне.
Пластические спектакли были представлены в отдельной номинации. Получивший первое место «Что это было? (1/2)» СПбГИКиТа привёл всех в недоумение, так и не объяснив, что конкретно происходило, но сделано это хитро: перемешана масса акробатических трюков, добавлены юмор и абсурд.
Второе место занял балетный “Sin puntas” («Без пуантов») из РГИСИ. Красивое, ритмичное, картинное представление. Спектакль «Поминки» из РГИСИ с третьим местом оставляет философское тянущее-горькое впечатление, из которого сложно выбраться. Фабула из трёх слов о поминках, забитой собаке и о том, что дом её хозяина загорается, ничего не объясняет. Пластически поданное равнодушие и мертвенность мира, в котором нет тепла.
Текст: Василиса Гребельная
Фото: Сергей Леонтьев, Андрей Сухинин / РГИСИ
Прокомментируйте первым "На языке тела и сценических движений"