Бесплатно насладиться просмотром новых короткометражных фильмов, снятых самыми перспективными режиссёрами страны, можно на открытых показах Фестиваля уличного кино.
Фестиваль становится событием поистине грандиозным: шесть лет всеобщего признания на всероссийском и международном уровнях, стремительно возрастающий ежегодный охват аудитории, численность которой в скором будущем вполне может достигнуть миллиона. Инновационная концепция фестиваля, гарантирующая наивысшую доступность показов, отсутствие билетов и демократичная система голосования в формате «Публика решает!» были обречены на успех с самого своего зарождения: авантюрный тур с массовыми уличными показами от Владивостока до Москвы в дебютном 2014 году пересёк, уже в следующем, границы страны и завершился в далёком Лиссабоне, по пути навестив множество зарубежных городов.
Казалось, цепь ежегодных рекордов ничто не могло оборвать. Однако дальнейшему подъёму показателей воспрепятствовала пандемия: «В прошлом году в фестивале принимало участие более тысячи городов и населённых пунктов по всей планете. В этом году поменьше, потому что COVID — шестьсот с чем-то», — пояснил генеральный продюсер проекта Александр Щеряков. К слову, уникальность Фестиваля уличного кино проявилась даже в столь непростых условиях: в отличие от других международных кинопросмотров, его организаторами было принято решение провести оффлайн-мероприятие, но с соблюдением всех требуемых санитарно-эпидемических норм. «Мы всё-таки хотим показать кино, потому что в этом году оно у нас классное. Наш генеральный партнёр МТС нас поддержал, и мы решили: “Да, мы сделаем фестиваль!”» — заявила пиар-менеджер проекта Александра Патокина в беседе с корреспондентом ОПЦ.
Лифт подъезжает к последнему, шестому этажу гостиницы “Red Stars” на реке Пряжке. Взору посетителей открывается тесный вестибюль с красными диванчиками. Молодые сотрудники в чёрных брендированных масках ожидают гостей пресс-показа и предлагают подарок на выбор: чёрную футболку с дизайнерским принтом или модную нынче тканевую сумку в аналогичном стиле. Узкий коридор ведёт к небольшому зрительному залу, который в последующие дни станет главной площадкой для кинопросмотра. С минуты на минуту в нём начнётся пресс-показ, но пока он пуст — лишь пара операторов заблаговременно устанавливает камеры на штативы.
В гостиницу прибыл один из участников фестиваля режиссёр Иван Петухов — он тотчас шагнул влево и, минуя крохотный, но утопающий в солнечном свете банкетный зал, по пути захватив со стола бутылку воды, поднялся по ступенькам. Корреспондентка ОПЦ не преминула последовать за ним и очутилась на крыше гостиницы — вот где простор! Кофейные столики под открытым небом и фотозона в виде кинохлопушки уже были апробированы журналистами.
Между тем Иван столкнулся с затруднениями при ответе на первый вопрос Охтинского пресс-центра — не смог вспомнить, участвовал ли в этом фестивале его короткометражный фильм «Нет» в 2018 году или же его нынешняя картина «Подвиг» впервые претендует на победу в данном конкурсе: «Представляете, я засыпался на первом вопросе! Мы можем не продолжать» — и шутливо отвернулся. Он не комедийный режиссёр, но убеждён, что в любой работе должен присутствовать градус иронии: «Мне кажется, что она всегда спасает. Не юмор, не сарказм, а именно ирония», — подчеркнул Иван. К слову, он долгое время работал креативным директором “BAZELEVSа” (кинокомпания, основанная режиссёром Тимуром Бекмамбетовым — прим.ред.), участвовал в написании сценариев к фильмам «Ёлки Новые» и «Ёлки Последние», добрый юмор которых стал уже культовым.
Ближе к семи вечера в зрительном зале прозвучало приветственное слово Александра Щерякова. Он рассказал о ключевых конкурсных процессах: «Нам со всей России присылают заявки молодые российские авторы. Это классное, зрительское, короткометражное художественное кино на совершенно разные темы. Из этой тысячи работ мы ежегодно отбираем десять самых сильных, на наш взгляд, фильмов. Дальше эта конкурсная подборка попадает на улицы, и в течение фестивального сезона сотни тысяч людей по всему миру эти фильмы смотрят, а потом голосуют за понравившиеся светом фонариков, телефонов, зажигалок… Мы специальным устройством замеряем уровень света, в конце сезона суммируем результаты и выдаём по-настоящему народному победителю полтора миллиона рублей, которые уходят на упаковку его полнометражного проекта».
Кроме того, продюсер фестиваля неоднократно подчеркнул уникальные возможности роста, раскрывающихся перед любым начинающим режиссёром при участии и, тем более, — победе в конкурсе. Щеряков сравнил своё детище с социальным лифтом, который «вытаскивает из безвестия молодых, мало кому понятных авторов и кидает в толпу — она говорит “да”, и у автора случается “хеппи-энд”». Он привёл в пример историю успеха Алексея Нужного, некогда одержавшего победу в фестивале. Теперь о его фильме «Я худею» многие знают хотя бы понаслышке.
Помещение погружается в темноту, аудитория — в просмотр четырёх короткометражек. Череду контрастирующих друг с другом кинолент открывает пятнадцатиминутная картина «Подвиг» Ивана Петухова: офисный сотрудник Василий, сидящий перед монитором компьютера, неотрывно смотрит на зрителей, зрители — на Василия. Единственный кадр, попеременно сменяющий пристальный взгляд главного героя — экран его компьютера: так из аквариумных рыбок зрители превращаются в сталкеров. По сути, центральными рассказчиками истории «Подвига» выступают голосовые и текстовые сообщения, а также разговор с женой через веб-камеру. Вероятно, подобное визуальное решение найдёт отклик не у всех возрастных групп зрителей, однако является более чем актуальным веянием кино, получившим мощный толчок к развитию на фоне всеобщего карантина. Сам режиссёр признался, что на съёмку короткометражки некоторое влияние оказал Тимур Бекмамбетов: «Последние истории, которые мы делаем вместе с “BAZELEVSом”, связаны с форматом “скринлайф”, который Тимур оформил в киноязык… “Подвиг”, например, рассказан на экране компьютера главного героя, а недавний сериал “Взаперти” рассказан целиком на экранах смартфонов… Они оба были сняты с “BAZELEVSом”, поэтому здесь, конечно, существует влияние Тимура».
Следующее место назначения — заурядная кафешка, каких много было в советских глубинках. А может, и в российских. У кассы — дородная женщина в цветастом сарафане, за столиком в затянутом табачным дымом помещении — два любителя выпить. Одним словом, завсегдатаи заведения. «Да не по-людски это!» — то и дело выкрикивает светловолосый, с чувством ударяя кулаком по столу. Никому пока не удалось дойти до магазина за водкой…
Это был вызывающий отторжение девятиминутный короткий метр Алёны Корчагиной «Трудности перехода». На фестивале эту картину представлял актёр театра и кино Яков Шамшин, сыгравший роль второго пьяницы. В беседе с артистом в кепке выяснилось, что съёмка короткометражки заняла ровно один съёмочный день: «…Но подготовительный период, конечно, намного длиннее: пока утвердятся костюмы, пока мы действительно дойдём до финального сценария, с которым уже выходим на съёмку… Проходят месяцы! Чего, кстати говоря, нет на полном метре, потому что там работает огромная команда». А коронная фраза Якова: «Майонез принеси!» — чистый экспромт.
В перерыве между показами на вопросы журналистов отвечали Петухов, Шамшин и вальяжно развалившийся на стуле Роман Каримов, режиссёр комедии «Гуляй, Вася!», пришедший по приглашению. Он не стеснялся в выражениях: «Все понимают, что российское кино — говно. Но уже не такое говно, да?» Тем не менее, благодарность Фестивалю уличного кино он выразил, пусть и в собственной манере.
Показанные далее две картины скрасили «декадентское» настроение предыдущих фильмов: «Большая восьмёрка» Ивана Соснина — трогательная короткометражка со светлым посылом, а остроумные шутки и происшедший в семье «Подводника» конфуз никого не оставили равнодушным. Пятидесятичетырёхлетний режиссёр Александр Назаров — наверное, наиболее возрастной участник фестиваля, и в его работе чувствуется лёгкий привкус советского наследия.
Раздался треск лопнувшего стекла. Оказалось, фотограф нечаянно сбила бокал, оставленный на полу чудаковатым приятелем самого эксцентричного режиссёра вечера. Тарелка с чашкой лежали прямо под стулом. «Видимо, это знак, что всё идёт к лучшему!» — прокомментировал Иван Петухов.
Текст: Марта Марци
Фото: Марта Марци, оргкомитет фестиваля
Прокомментируйте первым "Кино, которое живёт на крыше"