«Рембрандт: Портрет 1669». Гений против презренного быта

Рембрандт

В Голландском институте 29 февраля прошло заседание киноклуба, в ходе которого можно было увидеть байопик Йоса Стеллинга «Рембрандт: Портрет 1669» и принять участие в его обсуждении после просмотра.

Поскольку деятельность Голландского института направлена на развитие научных связей между Россией и Нидерландами, там принято смотреть лишь нидерландские фильмы в оригинальной озвучке с русскими субтитрами. Посетить киноклуб могли все желающие. Однако если вы не привыкли к авторскому кино узкой направленности, не знакомы с голландской культурой, живописью Рембрандта ван Рейна, то большая часть фильма попросту пройдёт мимо вас, а вы рискуете заснуть через полчаса после начала. Если же вы считаете себя искушённым зрителем и вас не пугает полное отсутствие динамики, то нельзя исключать и обратный эффект: картина может стать отправной точной в изучении всего вышеописанного.

Сюжет повествует о жизни Рембрандта — знаменитого художника-портретиста, сыгранного Тоном де Коффом. В картине показана вся жизнь творца — от раннего детства до глубокой старости. Ключевую роль в фильме играют два последних года жизни Рембрандта, его проблемы с семьёй, финансами и, конечно же, с творчеством.

В фильме сделан упор на визуальное повествование: режиссёр великолепно подражает стилю самого художника. Весь фильм — словно цельное ожившее полотно. Режиссёрские идеи вкупе с идеальной работой со светом позволяют сконцентрироваться на самых важных деталях в кадре, делают акцент на каждой ключевой эмоции, отражённой на лицах героев. Режиссёр предлагает насладиться именно тем, что так любят ценители творчества художника. Пожалуй, это главный и единственный бесспорный плюс в фильме.

Все остальные аспекты картины не столь безупречны. В фильме, как это ни абсурдно, мало самого фильма. В нём практически нет монтажа, операторская работа тоже не отличается ничем необычным. Всё это неудивительно, если учесть, что бюджет фильма сравнительно небольшой, а вышел он в 1977 году. К тому же, это можно посчитать ненужным, ведь фильм совсем не о «спецэффектах» — он пытается воссоздать антураж портретов Рембрандта. Впрочем, даже понимая это и прощая фильму отсутствие любой динамики, легче его смотреть не становится. Кроме того, ощущается острая нехватка диалогов, что уже невозможно списать на упомянутый замысел. Необычайно сложно проникнуться героями, если те произносят за весь фильм лишь несколько реплик. Особенно остро эта проблема касается главного героя, который предпочитает попросту игнорировать других персонажей.

Главным и безоговорочным минусом для меня стало то, что тем самым проблемам, которые игнорировал главный герой, уделено так много времени, при том что написание живописных шедевров почти никак не освещено. Львиную долю фильма зрителям предлагают наблюдать за судебными процессами Рембрандта и поиском финансирования. Всё это важно, но сам герой наблюдает за этим со стороны с безучастным лицом, словно не понимая, что происходит. Из-за этого зритель может не ощутить значимость проблем. Первая и важнейшая любовь в жизни Рембрандта — Саския — также была упомянута лишь вскользь.

Думаю, режиссёр хотел показать, как сложно сочетаются гении и повседневные жизненные трудности. Великие люди часто не могут справиться с простыми делами — им просто не до этого, им всё равно, ведь их головы заняты куда более интересными, важными мыслями и идеями. Порой, такие люди не могут выразить простые человеческие чувства и эмоции, даже если испытывают их. Они полностью уходят в творчество, забывая обо всей остальной жизни, о своих семьях. Как итог — несчастными остаются все.

Фильм получился неоднозначным, но заслуживающим внимания. Ценители Рембрандта останутся, как минимум, довольными. Некоторые зрители, пришедшие в Голландский институт, во время обсуждения фильма признались, что были в восторге от него. У обычного зрителя фильм может не оправдать определённых надежд, зато наверняка не вызовет негатива.

Текст: Николай Богачёв

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "«Рембрандт: Портрет 1669». Гений против презренного быта"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.