Выражение «потерянное поколение» появилось почти сто лет назад. Но и сейчас слишком часто его используют, имея в виду современных подростков.
И это правда, только в не том смысле, который вкладывали когда-то Хемингуэй, Ремарк и другие писатели. Мы и правда «потерянные», только потеряли нас вы…
Вы заставляли нас следовать наиглупейшим правилам и стыдиться себя из-за своего внешнего вида и мыслей. Чем вам мешает татуировка на моей руке, учитель? Почему вам не нравятся мои розовые кончики волос? Вы уже отучили нас думать и высказывать свою точку зрения, так оставьте нам хотя бы это…
Подобные мысли часто крутились в моей голове, но никак не могли найти выход. Они просыпались только когда случалось что-то, что заставляло злиться… Но полностью развиться моим мыслям помог спектакль Марии Селедец «День учителя 2048».
Один скажет, что главная задача школы — научить считать, писать и читать; другой — быть человеком. Да, школа даёт всё это, возможно, даже больше, но также она отбирает у нас возможность иметь собственное мнение. В школе прав только учитель, и если ты хочешь хорошую оценку, то он будет прав всегда. А кто не согласен с мнением учителя, тот дурак. И, к сожалению, чаще всего это происходит именно на тех уроках, которые должны научить ребёнка мыслить, рассуждать, понимать искусство и пропускать его через себя. Чему же можно научиться в школе, например, на уроках литературы?
На уроке литературы, показанном в спектакле, о теме урока говорит только сама учительница, иногда делая замечания ученикам, которых заменяют зрители. Возник вопрос: почему не взять массовку и не посадить её за парту? Неудобно из-за маленького размера сцены в камерном театре? Я решила, что нет. Просто и в реальной жизни на уроках литературы ученики никого не интересуют, как и их мнение о прочитанном произведении или о его авторе. Есть специальный сборник с анализом литературы за определённый класс, и только то, что написано там, является истиной.
Но урок из «Дня учителя» стал для меня самым запоминающимся из уроков литературы. Более откровенного бреда про «голос Родины», который нашёптывал Анне Ахматовой поэмы и стихи, я в жизни не слышала, даже на уроках в школе. И мне повезло, иначе я бы точно оттуда сбежала.
Также на этом «уроке» прозвучала интересная мысль: «Женщина — гражданин, мать, поэт» — возможно ли совмещение? Ответ на этот вопрос ищут в биографии Анны Ахматовой.
После спектакля все желающие могли принять участие в его обсуждении. Больше всего мне хотелось узнать, почему же выбрали Анну Ахматову. Кажется, ответ лежит на поверхности, но хотелось не додумывать, а узнать у первоисточника. К сожалению, обсуждение превратилось в анархию… и задать свой вопрос у меня не получилось.
Режиссёр Мария Селедец предлагала обсудить, хорошей или плохой учительницей является героиня Алины Никольской Ольга Игоревна.
Я думала… Первая моя мысль — она обычная учительница. Вторая — она плохая, потому что учит детей не сама, а следует «методичке ЛР-10», которая одобрена «системой ПЗДЦ». Другими словами, как и реальные учителя, она является «рупором», через который говорит государство, уже с ранних лет промывая детям мозги и забирая у них способность думать. Закладывая в них то, что нужно именно Системе. Человек, умеющий думать сам, неудобен для «системы ПЗДЦ» и не только для неё. Потому что «смирение — от слова “смирно”».
Игравшая учительницу актриса Алина Никольская рассказала, как при разработке роли смотрела видео, где учительница ведёт открытой урок, полностью заучив свой конспект. В результате учительница на видео даже не понимала, о чём говорит. Самое страшное в том, что такое бывает не только на открытых уроках, но и на обычных: если в учебнике написано «машина развались на части», то и в тетради ученика — то же самое…
Вернёмся к нашему вопросу. У меня был ещё один аргумент в пользу того, что учительница она плохая. После вызова к директору школы героиня Алины Никольской не выдерживает и начинает злиться, срываясь на своём уроке на ученика и, в конечном счёте, на саму Ахматову, говоря очевидные гадости о её личной жизни, но не это главное. Могу поспорить, что вы, как и я, раньше не задавались вопросом: почему вместо того, чтобы бороться за сына, Анна Ахматова написала оду Сталину?
Учительница, которая до этого была не просто спокойной, а прямо-таки ангелом, смирившимся с «системой ПЗДЦ», предстаёт перед зрителями в ином обличье — в обличье человека, который нам так нужен сейчас…
Через некоторое время я поняла, что она чертовски зла. Именно злость заставила высказать всё, что она думает; именно злость дала ей силы бороться; именно злость заставила её по-новому взглянуть на жизнь. Если бы злость в ней не проснулась, то она так бы и осталась простой учительницей «системы ПЗДЦ». А ведь именно разговор с директором школы вывел её из себя — разговор, во время которого на неё вылили всю правду о происходящем, а после стали угрожать, чтобы эту правду она не смогла донести до других. И вот золотое правило: нельзя натягивать вожжи слишком сильно — они порвутся.
И что в итоге? Сюжетная линия главной героини почти идентична биографии Ахматовой, но между ними есть колоссальная разница! Героиня Алины Никольской не пишет оду… Чтобы узнать, что она сделает, сходите на спектакль «День учителя 2048», почувствуйте всё это, сойдите с ума, вспомните своих учителей и школу. Посмотрите на наш мир и мир «Дня учителя» и выскажите своё мнение, задумайтесь над вопросами, что поднимаются в спектакле.
А пока остаётся ждать, когда всех нас всё настолько разозлит, что мы найдём собственных роботизированных куриц и пойдём за голосом Гражданина…
Текст: Саша Меркулова
Фото: Ольга Шурупова
Прокомментируйте первым "Не хороший, не плохой… Я чертовски злой!"