Во вторник, 5 марта, в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка книжных иллюстраций французского сюрреалиста Андре Массона «Не разделяя живопись и поэзию…».
В двух залах на четвёртом этаже Главного штаба представлены работы, созданные в период с 20-х по 70-е годы прошлого века. Сюрреалистические изображения Андре Массона отличаются широтой подхода и богатством форм, демонстрируя динамику его творческих поисков. Андре Массон, как сюрреалист, оказал влияние на развитие кинематографа, фотографии и книги.
Это уже десятая выставка из книжных коллекций Марка Башмакова и первая в серии графики, посвящённой сюрреализму. «Для многих оказывается удивительным, что в картинной галерее выставляются книги, — отмечает Марк Иванович в разговоре с корреспондентом ОПЦ. — И не графика, не просто отдельные листы, а реально сами книги. Люди пишут отзывы: мы не ожидали такое увидеть, но это замечательно, и теперь мы будем приходить».
Андре Массон — один из тех художников, кто сумел соединить в своём творчестве сюрреализм и абстрактный экспрессионизм. На выставке «Не разделяя живопись и поэзию…» сюрреализм преподнесён в качестве и художественного течения, и образа жизни. Многие из представленных работ были написаны в ходе спонтанного процесса, бессознательного творчества. Кстати, названием выставки послужили слова самого художника, работавшего над идеей соединения слова и живописного образа.
Более подробно о сюрреализме в книжных иллюстрациях можно будет услышать из уст самого коллекционера, который планирует по средам и пятницам в вечернее время проводить экскурсии для посетителей выставки.
Выставка будет работать до 21 апреля. Позже на смену иллюстрациям Массона придут работы других сюрреалистов, включая самого Сальвадора Дали.
«Понятие сюрреализма такое широкое, он такой разный… Например, тот сюрреализм, который будет сегодня, массоновский, более жизнерадостный. В нём очень много связано с женщинами. Это своеобразный мир, он мало соприкасается с теми элементами сюрреализма, которые мы видим в окружающем мире. Но будут и другие художники.
Я сторонник позитивной палитры. Она скорее перейдёт в сторону большей абстрактности, большей нефигуративности, прямого изображения того, что я вижу. Это очень характерно особенно для второй половины ХХ века — переход иллюстрации в сторону сопровождения, в сторону создания образного мира, в чём-то параллельного миру словесному».
Текст: Генриетта Шаракшанэ, Евгений Веснин
Фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Главный штаб станет штабом сюрреализма"