На вопросы Охтинского пресс-центра отвечает журналист и писатель из Владивостока Василий Авченко.
— Вы — «человек, живущий у моря, который говорит нам о нём, потому что вода и рыбы молчат». Море для Вас главный источник вдохновения?
— Если честно, не совсем понимаю, что такое вдохновение. Если есть, что сказать, и ты знаешь, как это сказать, — ты пишешь. Если нет — молчишь. Молчание, кстати, — моё любимое занятие и состояние. А побуждает к высказыванию идущая вокруг тебя и внутри тебя жизнь, что же ещё…
— Вашу прозу часто номинируют на самые престижные премии. Есть литературная премия, которая особенно ценна для Вас?
— Номинировали действительно многажды, только до премий дело как-то не доходит, поэтому и отвечать, в общем, нечего. Хотя книге «Правый руль» в своё время дали премию Ильи Кормильцева. Вот она и ценна — и потому что первая, и потому что имени Кормильцева. И ещё потому, что о ней, по-моему, никто не знает.
— Когда Вы поняли, что Вы — человек, который вошёл в русскую литературу надолго? После первого рассказа? Первой опубликованной книги?
— До сих пор не понял и вообще не моё это дело — определять себя в литературу. Слишком нескромно, наивно, да и вообще ни к чему. Книги какие-то вышли, надеюсь, в будущем будут и другие. А всё остальное решают читатели, критики, общество, время.
— Какую прозу Вы считаете более сложной: жизненную, автобиографическую или чистый художественный вымысел? Или это должно быть мастерски смешанное «блюдо»?
— Не знаю. И та, и другая, и третья могут быть плохой, хорошей, разной. Мне ближе документальная лирическая проза, какие-то междужанровые пространства. Но это лично мне. А вообще пусть цветёт тысяча цветов.
— В детстве всем нам свойственно мечтать, дети придумывают своё будущее. Вы придумывали, какой будет Ваша жизнь? Сбылась ли Ваша мечта?
— Кажется, мечтал быть машинистом, а потом геологом, как отец…
Выходит, мечта не сбылась. Вот как раз исполняется 20 лет, как я поступил на журфак.
И в последнее время всё чаще убеждаюсь в том, что совершил ошибку, когда решил идти в журналистику.
Зато сбылось многое другое. У меня двое сыновей — вот это настоящее. А остальное — ерунда и поправимо. Пусть теперь дети мечтают.
— Расскажите о своих литературных планах. Возможно, по Вашим книгам выйдет фильм, пьеса?
— Планы и идеи, конечно, есть, другое дело, удастся ли их реализовать. Сейчас мы с нижегородцем Алексеем Коровашко (кстати, у него только что вышла в серии ЖЗЛ отличная книга о Михаиле Бахтине) пишем книгу об Олеге Куваеве — геофизике и писателе. А дальше посмотрим. Есть ряд дальневосточных сюжетов, которые было бы интересно пощупать. Ну а фильм или пьеса — это вопрос не ко мне. Если честно, не думаю, что мои тексты подходят для инсценировки.
Василий Олегович Авченко — современный русский писатель.
Родился 14 июля 1980 года в Иркутской области, живёт во Владивостоке. Окончил журфак ДВГУ.
В 2009 году вышел его документальный роман «Правый руль» (Ad Marginem), в 2010-м — беллетризованная энциклопедия-путеводитель «Глобус Владивостока» (там же), в 2011-м — фантастическая киноповесть «Владивосток-3000» (Астрель-Терра Фантастика, в соавторстве с Ильёй Лагутенко), в 2015-м — «Кристалл в прозрачной оправе. Рассказы о воде и камнях» (Редакция Елены Шубиной-АСТ), в 2017-м — «Фадеев» («Молодая гвардия», серия ЖЗЛ).
Печатается в журналах «Знамя», «Новый мир», «Москва», «Двина», «Нижний Новгород», альманахах «Рубеж» и «Енисей».
Интервью: Александра Багречевская
Фото: из личного архива Василия Авченко
Коротко и сильно.
Чистого вымысла в литературе, скорее всего, нет. Мы ведь делимся своим жизненным опытом.