В воскресенье, 9 июля, в Музее уличного искусства прошла лекция «“Повесить бы подлого Витте…”: российское общество, образы власти и судьбы реформ в поздней империи».
Историк, автор книги «Реформатор после реформ» Элла Сагинадзе рассказала об одном из крупнейших российских реформаторов — Сергее Юльевиче Витте и его образе в российском обществе образца как 1906–1915 годов, так и начала XXI века.
В начале лекции было отмечено, что вопрос о том, могла ли Россия пойти по альтернативному пути и избежать событий 1917 года, остаётся дискуссионным вопросом российской историографии.
Американский учёный Леопольд Хеймсон в 1960-х годах предложил классифицировать учёных, занимающихся данным вопросом, на «оптимистов» и «пессимистов». Согласно этой классификации, часть исследователей — «оптимисты» — полагают, что Российская Империя могла бы избежать революции, если бы не Первая мировая война, обострившая и без того сложные социальные отношения в стране; другая часть — «пессимисты» — убеждена в том, что революция, как следствие многих социальных, экономических, политических противоречий, была неизбежна.
По словам Эллы Отаровны, негативная репутация реформатора — во многом вызвана реакцией общества на болезненные изменения, происходившие более ста лет назад.
Ускоренное развитие промышленности, введение в России «золотого стандарта», приток капиталов из-за рубежа, широкое строительство железных дорог, Манифест 17 октября 1905 года, обещавший гражданские свободы, — всё это достижения С.Ю. Витте. Даже после отставки Витте оставался серьёзной фигурой во внутренней политике страны, несмотря на то, что он не придерживался чётких политических взглядов и не соответствовал шаблону чиновника, придя во власть из бизнеса. Через его фигуру можно рассмотреть разрыв традиционных представлений о морали в то время: неаристократические манеры, скандальная личная жизнь активно обсуждались.
Однако, быстрое создание тяжёлой промышленности в ущерб сельскому хозяйству, увеличение налогового бремени, ускоренная урбанизация, протекающая не без сложностей, и другие реформы в сознании простого обывателя не всегда представляются благом. Всё вышеперечисленное делает общество уязвимым и восприимчивым к различного рода фобиям. Ответом на политику Витте стало создание негативного образа министра финансов. Антисемитские настроения, обвинение Витте в связях с масонами, то есть поиски внутреннего врага, а также обвинение его в связях с немцами — внешними врагами, в желании разорить страну и в попытках свергнуть самодержавие — этот пёстрый набор присущ российской политической культуре до сих пор.
«”Повесить бы подлого Витте”, —
Бормочет исправник сквозь сон.
“За что же?!” и голос сердитый
мне буркнул: “Всё он…”»
Этот отрывок из сатирического цикла Саши Чёрного «Кумысные вирши», по мнению лектора, и в начале ХХ, и в начале XXI века отражает реакцию общества на быстрые и болезненные реформы, которыми прославился один из последних премьер-министров старой России.
Текст: Светлана Канова
Фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "«Повесить бы подлого Витте» многие не против и сейчас"