Да когда же Гриша купит кеды?

 «Этюд-театр» в очередной раз предложил зрителю наивную и, в то же время, весьма серьёзную и злую постановку про инфантильность, страх жизни и кеды.

Вот главный герой — двадцатишестилетний Гриша. Живёт с родителями в лице истеричной мамаши и отчима, которые считают своего сына законченным никчёмным эгоистом. Есть ли у Гриши какие-то ориентиры на будущее, приоритеты или чётко сформулированная жизненная позиция, хотя бы одна? Он не любит кепки на ремешке, молоко с пенкой и хочет купить кеды. Хочет, но не может. Да что уж там! Ему даже пенку из кружки с кипячёным молоком никто не даёт спокойно достать. «Положи ее обратно! Положи, я сказал! Выпьешь с пенкой!», — рычит разъярённый отчим.

кедыСвою жизнь Гриша прожигает в клубах и на пьяных посиделках с друзьями, такими же примитивными, как и он сам. У главного героя есть два лучших друга — Миша и Саша. Такие же раздолбаи, которые не знают, чего именно хотят от этой странной жизни. Тем не менее, парни отчаянно цепляются за свои несерьёзные интересы, отдавая последнюю «зэпэ», чтобы купить гитару. Герои не находят себе места, ведь, с одной стороны, надо бы и своей головой начать думать и ответственность нести, а, с другой, — в маленьком мирке теплее и уютнее. Что там завтра будет — задуматься боишься, тут бы разобраться с сегодняшним днём. Сходит ли Гриша, наконец, за парой новых кед или ещё нет?..

Купить кеды — для Гриши это уже не просто прихоть, а серьёзная цель. Их необходимо купить, но звёзды постоянно складываются не в пользу парня.

Не могу не вспомнить не менее эксцентричную постановку «Этюд-театра» — «Мне моё солнышко больше не светит». На мой взгляд, в «Солнышке» меньше трагизма, чем в «Кедах». Герои этих пьес похожи, поскольку и Гриша с приятелями, и Андрей с Вадиком предпочли погрязнуть в одном болоте из-за страха, над которым никто не властен.

кедыВ представлении лирических героев «Кед» чтобы быть нормальным, нужно принять все ярлыки, которые на тебя вешает общество, и отказаться от собственной свободы. А свобода — это единственное, что у них осталось. Иными словами, чтобы стать как все, нужно отдать последнее и самое дорогое. Гриша, оглядываясь на собственных родителей, не хочет становиться взрослым, потому что жить так же, как они, считает убогим.

Лучший выход — абстрагироваться от чувств, закрыться от перемен и хотеть только новые кеды. Главное, собственное «я» не потерять, поэтому Гриша постоянно думает о себе.

То самое болота под названием «страх будущего» существует и в нашей реальности. С футурофобией, на мой взгляд, сталкивался каждый хотя бы раз, а названные спектакли показывают «внутреннего зверя» — футурофоба, со стороны. Что же чувствуют наши герои? Они только вошли во взрослый мир, причём, с пустыми руками, которыми должны начать ковать своё счастье. Но это весьма резкая жизненная перемена, а подростковое желание противоречить всем и каждому пока гораздо сильнее, поэтому герои просто игнорируют новую жизнь. Важную роль также играет и то, что у молодёжи просто не хватает знаний о сложном устройстве мира взрослых, потому герои и терпят неудачи одну за другой.

кедыВ чём корень этой проблемы? Я думаю, это результат того, что родители в своё время задали своему подрастающему чаду не тот вектор. Конечно, каждый родитель захочет, чтобы его ребёнок, будучи взрослым, был успешным и полноценным. Но в итоге это превращается в игру напоказ. Хочешь быть нормальным — имей диплом. Не важно, что это специальность, по которой ты вряд ли пойдёшь работать, а если и пойдёшь — будешь ненавидеть свою работу, зато стабильный заработок и пенсия гарантированы. Как это у тебя ещё нет семьи в 25 лет? А в старости кто принесёт стакан воды?.. Можно перечислять до бесконечности. И вроде бы на работу ты устраивался и семью заводил для себя, но остался всё равно несчастным. И кеды уже точно не купить.

Столкнуться с этим боятся и Гриша из «Кед», и Андрей из «Солнышка», и вся молодёжь XXI века. Поэтому чтобы не стать жертвой, молодёжь занимается всякой ерундой, чтобы, не дай бог, не решиться сделать какой-то серьезный взрослый шаг, по итогу которого ты, скорее всего, потеряешь то, что тебя отличает от взрослых. По крайней мере, так кажется.

Героев становится жалко, потому что их надежды умирают в утробе. С одной стороны, по отношению к ним испытываешь неприязнь и даже презрение, а с другой — им хочется глубоко посочувствовать. Ведь, на самом деле, они ни в чём не виноваты, виновато предшествующее поколение, которое привило несуразный идеал «нормальности», сформировав ложную картину мира. Инертность и нежелание быть социально мобильным — это лишь защитная реакция несформировавшейся личности.

Когда же Гриша купит кеды? Наверное, когда солнышко вновь засветит. Главное, чтобы они не жали, но про это уже не поют.

Текст: Дарья Герцева
Фото: Евгений Веснин

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Да когда же Гриша купит кеды?"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.