В воскресенье, 27 ноября, в театре «Особняк» был сыгран спектакль Юлии Паниной «Пер Гюнт» — впервые в статусе лауреата премии «Золотой софит».
Лучший спектакль негосударственного театра 2016 года в Санкт-Петербурге — примерно так теперь можно именовать дерзкую, ироничную и трогательную постановку классической пьесы Генрика Ибсена, написанной в середине XIX века. «Это первая серьёзная награда, — признаётся Юлия Георгиевна в разговоре с корреспондентом ОПЦ. — Для нас она стала полной неожиданностью; мы готовились, скорее, к обратному результату. Не думали, что победим».
Многие камерные — и не только камерные — театры экспериментируют с размытием границ между сценой и зрительным залом. Юлия Панина пошла ещё дальше — она размыла границы между действующими лицами и их исполнителями. Её Пер Гюнт мгновенно переселяется из одного артиста в другого, легко скачет между четырьмя немолодыми мужчинами и даже навещает единственную на сцене женщину — Наталью Эсхи. Но путешествует не только главный герой: король троллей сначала предстаёт в обличье Михаила Кузнецова, издевающегося над Пером Гюнтом — Кириллом Утешевым, а в конце спектакля они гармонично меняются телами.
Особого внимания заслуживает музыка. Это не только Григ — мотив «Песни Сольвейг» постоянно напевают или мычат персонажи пьесы — это ещё и ураганная кислотная дискотека из 90-х. Стоит взглянуть на то, как грубые норвежские крестьяне двухсотлетней давности «колбасятся» под техно в проблесках стробоскопа, словно в Планетарии в 1996 году. А в сцене кораблекрушения Юлия Панина отводит душу по полной программе: Пер Гюнт вместе с таинственным незнакомцем в плаще встают в позу Розы и Джека на носу «Титаника» под песню Селин Дион.
«Мы подбирали музыку определённого рода, — продолжает рассказ Юлия Георгиевна. — Перед началом звучат специально выбранные нами композиции, которые написал норвежский скрипач и композитор Уле Булль. Когда-то его ставили в один ряд с Паганини. По большому счёту, с него Ибсен «Пер Гюнта» и списывал».
А ещё у режиссёра театра «Особняк» получилось великолепное учебное пособие по психологии, точнее — иллюстрация к пирамиде потребностей Абрахама Маслоу. Её герой проходит почти все ступени — от удовлетворения чувства голода и похоти до потребности в самоактуализации и поисков ответа на вопрос: «Кто я?» Правда, к главному ответу на главный вопрос можно приблизиться, только освободившись от груза, что так ценится людьми от Мира Сего. И тогда, оставшись в одном розовом трико или в грубой холщовой рубахе, мы и предстанем перед Сольвейг, которая ждала нас все эти годы. Ждала, потому что должны быть на свете Верность и Постоянство. Иначе зачем всё это?
«Однажды утром ты просыпаешься и, например, в силу своего возраста, задаёшь себе вопрос: «Кто я?» С этого вопроса всё и началось.
Без юмора и самоиронии вообще нельзя. Когда мы открыли Ибсена, то задумались, сможем ли мы преодолеть полнометражную пятиактную историю. У нас была очень непростая работа. Честно скажу: мы не были уверены в том, что получим результат.
Если ты не задумываешься о себе, зачем вообще ты тогда существуешь? Только не надо себя жалеть — надо задумываться».
Текст и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "«Пер Гюнт»: в каждом из нас спит тролль"