Бунтарским спектаклем «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» по мотивам одноимённого цикла поэм Максимилиана Волошина завершился второй Летний фестиваль искусств «Точка доступа».
«В свете сегодняшних событий, выход на улицу — акт политический и в некоторой степени даже опасный», — говорит режиссёр спектакля Максим Диденко. Конечно же, ничего брутально политического в спектакле нет. А любителей текстов Волошина, возможно, разочаровало бы то, что в спектакле по поэме «Путями Каина» сама поэма почти не слышна — лишь перед финалом целиком зачитывается часть «Суд».
Зато там есть страсть. Есть игра воды и огня, отсылающие к архаичному сознанию ритуалы, стук барабанов, лязг металла, удары плетью и бьющие через край эмоции, в которых хочется раствориться, отключив разум.
«Как же они будут выступать? — спрашивают друг у друга члены фестивальной команды. — У них же нет микрофонов!» Да, микрофонов нет. Но есть кое-что похлеще: главное орудие уличного протеста — мегафоны.
И вот по Свердловской набережной навстречу маяку пустился в путь корабль.
Искренней похвалы заслуживает сцена с разбрасыванием листовок с корабельной мачты. Если приглядеться, это не просто листовки, а листы бумаги двух цветов, на каждом из которых написана одна из двух фраз — ключевых призывов, с помощью которых Волошин говорит о мятеже.
Благоразумным:
«Возвратитесь в стадо»,
Мятежнику:
«Пересоздай себя».
Прекрасно, что, будучи вырванными из контекста, две эти фразы приобрели у архангельских артистов значение противоположное авторскому. Если призыв «Возвратитесь в стадо» у контрреволюционера Волошина выглядит примирительно, то на Свердловской набережной, будучи многократно усиленным мегафонами, он стал звучать оскорбительно, как и должно быть.
Через час, когда действо завершилось, разгорячённые полураздетые артисты бросились поливать друг друга водой из вёдер. Эмоции захватили их настолько, что одна порция воды едва не полетела в зрителей — не из хулиганских побуждений, а ради полного единения в захватившей набережную стихии. Казалось, что, случись такое на самом деле, зрители простили бы артистам эту шалость. «Если гасят свет, значит, грех так грех», — спела по похожему поводу группа «Пикник».
Максим Диденко, режиссёр:
«Спектакль прошёл неплохо. Были некоторые технические проблемы, но актёры — молодцы.
Мне как-то сложно судить, много или мало в спектакле осталось от Волошина. Если вы хотите больше Волошина, вы можете почитать поэму или съездить в его дом-музей. Я так думаю».
Текст: Евгений Веснин
Фото: Евгений Веснин, из личного архива Максима Диденко
Прокомментируйте первым "На Большой Охте разразился мятеж"