Эскизы, которые превратятся в спектакли

эскизов

На Новой сцене Александринского театра 2 и 3 октября состоялся показ эскизов в рамках инклюзивной лаборатории «Меняем культурную среду вместе».

эскизовВ показе принимали участие слабовидящие и незрячие, слабослышащие и нейроотличные люди. По итогам лаборатории, которая проводилась с июля по октябрь, были подготовлены пять эскизов спектаклей. Лучший эскиз станет спектаклем в рамках проекта Новой сцены Александринского театра «Здесь и сейчас».

В первый день показа были представлены три эскиза театра «Инклюзион», а именно «Это не я, это моё тело», «Встреча — невстреча» и «Переход».

Режиссёры эскиза «Это не я, это моё тело» Кристина Квитко и Анастасия Каплун очень грамотно подошли к погружению в спектакль и организации в целом, начиная от угощения зрителей перед показом эскиза, до выстраивания сценического пространства. Перед входом в зал зрителям предложили яблоки и яблочный сок — и не случайно. Название спектакля отчасти говорит само за себя.

Что представляет собой тело? Для многих это просто оболочка, порой нелюбимая, порой жестокая. Какие образы возникают перед глазами, если совместить тело и яблоко? У многих это будут весы, измерительная лента, диеты, всевозможные приложения для подсчёта калорий. Если у вас возникли другие ассоциации или не возникли вовсе, можно только порадоваться — вас не коснулась столь распространённая психологическая травма, как нелюбовь к собственному телу, его неприятие и, как следствие, расстройство пищевого поведения.

эскизовСценическое пространство выстроено в форме подиума, по нему проходят девушки с разными типами фигур, особенностями внешности и физиологии, на них костюмы из крафтовой бумаги. Невольно может закрасться мысль, что та или иная девушка красивее, чем другая, ведь у неё хорошая фигура. Однако все они расскажут зрителям о том, какое же тело неудобное, и как тяжело им с ним приходится. Сидеть на изнуряющих диетах или просто тихо ненавидеть своё тело, жить под недоумёнными взглядами из-за инвалидности или представлять себя актрисой в обычных, порой бытовых жизненных ситуациях — ведь только так получается принять своё тело и внешность. Не принимать свою сексуальность, даже не рассматривать, что ты можешь кому-то понравиться. Замалчивать все темы, касающиеся физиологии и телесности, ведь о таком не принято говорить.

Это ли жизнь? Для многих, к сожалению, да. Некоторые даже боятся своего тела, ведь это настолько хрупкий механизм, что одна твоя незначительная ошибка, крохотное повреждение — и он сломается. Так можно остаться инвалидом на всю жизнь или потерять и без того небольшую (по собственному мнению) привлекательность. Яблоко давно стало символом диеты. Низкокалорийная замена сахара вряд ли хоть когда-то улучшала чью-либо фигуру без негативных последствий.

Об этом и эскиз — когда тело стало нашим врагом? Когда мы начали воевать с ним? Почему это произошло и как справляться? Актуальность темы не вызывает вопросов — почти все девушки, женщины и многие парни, мужчины бурными аплодисментами реагировали на высказывания о теле тех, кто решился ответить на напечатанные на полосах из крафтовой бумаги и закреплённые вокруг яблок вопросы. Где же зрители взяли эти яблоки с вопросами? Это ещё одно интересное режиссёрское решение для взаимодействия с залом и поддержания концепции эскиза. Они были в шахматном порядке разложены на стульях в зрительном зале. Актрисы тоже поделились ответами на вопросы со своих яблок.

эскизовОтветы зрителей на «яблочные» вопросы ещё раз вернули нас в реальность, где нелюбовь к своему телу навязывается обществом ещё с детства. Модельные стандарты, буллинг за внешность, запретные темы — всё это постепенно расщепляет сознание и тело, заставляя нас воспринимать свою внешность как оболочку.

Девушки на сцене плавно перекатывают в руках яблоки. Красные, румяные, они ярким пятном перемещаются по их запястьям, предплечьям, ключицам… На фоне бежевого белья, сливающегося с бледной кожей, яблоки повторяют изгибы женских тел, каждое из которых красиво и заслуживает любви. Всё громче и громче звучит столь важный вопрос: «Можно я уже своей жизнью поживу?». Так можно ли?

Вторым был представлен эскиз «Встреча — невстреча», срежиссировал и исполнил его Олег Зинченко. Моноспектакль Олега Зинченко не только затрагивает тему одиночества и возможной встречи с другим человеком, но и пародирует тифлокомментирование, являющееся неотъемлемой частью спектакля.

На спектакле присутствовали люди с ограниченными возможностями по зрению, перед показом эскизов им предлагалась помощь тифлокомментатора — человека, который будет кратко описывать и пояснять происходящее на сцене. Инклюзивная лаборатория «Меняем культуру вместе» поддерживает людей с различными ограниченными возможностями, и слепота или плохое зрение вовсе не значат, что теперь искусство им недоступно.

Олег Зинченко непосредственно связан со Всероссийским обществом слепых, ему как никому другому известны проблемы слепых и слабовидящих людей. Непрофессиональное тифлокомментирование — одна из таких проблем. Для хорошего представления происходящего людям необходимо чёткое и подробное описание сцены, действий актёров. Но профессионалов, готовых им в этом помочь, не так много. Тем не менее, то, что для одного — спасение, для другого может стать проблемой. Людям без нарушений зрительных функций довольно тяжело погружаться в спектакль во время тифлокомментирования, которое хоть и озвучивается тихим голосом на ухо, но всё равно слышно сидящим рядом людям, особенно когда на сцене царит тишина. Зачастую уничтожается всё художественное, остаётся только констатация фактов.

Сам же эскиз Олега Зинченко помимо иронии над непрофессиональными комментаторами представлял собой короткие комедийные истории в стихах по мотивам «Декамерона» Джованни Боккаччо и «Другого пути» Бориса Акунина. В этих коротких зарисовках люди встречаются, расстаются, сходятся и расходятся, а на поверхности лежит вопрос: «Ведь при встрече с человеком у каждого из встретившихся остаётся личное пространство, значит, одиночество до конца не может быть преодолено? А нужно ли его преодолевать?»

Ответа так и не последовало. Режиссёр и исполнитель со всей серьёзностью подошёл к монологу, и он получился довольно живым, ярким, даже забавным, но глубокая мысль о встрече с разными людьми на протяжении жизни раскрыта не столь подробно, как хотелось бы.

Если во втором эскизе смысл происходящего уже начал немного теряться, то в эскизе «Переход» он расплылся в нечто бесформенное, символистское. Единого режиссёра, как и единого чёткого сюжета нет. Создатели говорят, что спектакль погружает зрителя в неопределённое, порой мучительное состояние изменения, будь то взросление, прощание с кем-то или чем-то. Для некоторых эпизодов было использовано тифлокомментирование. Создатели объяснили такую выборочность тем, что пока не нашли идеального баланса комментирования, чтоб это могло помочь людям с ограниченными возможностями, но и не мешало другим зрителям, не убивало магию спектакля. Известно, что зачастую у людей с ограниченными возможностями по зрению хорошо развит слух. Участники учли это при продумывании аудио сопровождения. Они дули в длинные гофрированные трубки разной толщины, раскручивали их концы, создавая таким образом журчащие чарующие звуки. Эскиз получился будто обо всём, но и ни о чём конкретном. Но зрительские симпатии удалось завоевать с помощью аудиовизуального оформления. Те самые звуки труб, затемнённая, изредка подсвечиваемая сцена, чёрные платья участниц действительно завораживали.

После окончания первого дня показа эскизов было обсуждение, на котором зрители могли задать интересующие их вопросы и высказаться по поводу каждого спектакля. Позже из пяти эскизов, показанных 2 и 3 октября, будет выбран один, который станет полноценным спектаклем. Его можно будет увидеть на Новой сцене Александринского театра.

Текст: Алиса Витковская
Фото: Александр Баранов

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Эскизы, которые превратятся в спектакли"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.